Зайцев Варфоломей Александрович [__.__.1842-__.__.1882] {(1842г.-1882г.)}

Зайцев Варфоломей Александрович (1842-1882)
       - литературный критик, переводчик, публицист.
       Род. в Костроме.
       Получил домашнее образование, учился на юридическом факультете Петербургского университета (1858-1859), затем на медицинском факультете Московского университета (1859-1861).
       В 1863-1865 Зайцев - сотрудник журнала "Русское слово", в котором возглавлял "Библиографический листок".
       За связи с революционным подпольем был арестован и заключен в Петропавловскую крепость (1866). Выпущенный на свободу за недостаточностью улик, Зайцев занимался переводами Ф.Лассаля, Вольтера, Д.Дидро, Т.Гоббса.
       В марте 1869 эмигрировал в Париж, позже переехал в Женеву. Скоропостижно скончался в Швейцарии.
       В исследовательской литературе Зайцев характеризуют обычно как представителя русского нигилизма 60-70-х XIX в. Современники видели в нем "вождя, учителя и главу нигилистов" (М.А.Антонович).
       Мировоззренческим вектором, определявшим развитие философских и социально-политических взглядов Зайцева, был так называемый "реализм", который характеризовало, прежде всего, "отрицательное", критическое отношение к современному обществу, ярко выраженный утилитарный рационализм. На формирование его воззрений значительное влияние оказали как русские (Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), так и европейские (Д.Локк, Ч.Дарвин, Л.Бюхнер, Дж.С.Милль, И.Бентам, Г.Т.Бокль и др.) мыслители.
       В основе нигилистских убеждений Зайцева - разрыв с гуманитарной традицией как таковой, масштабная экстраполяция естественно-научных понятий на все сферы обществоведческого знания, механический, "вульгарный" материализм. Отсюда - пропаганда Зайцевым естествознания, "реальной", "положительной" философии, отрицание всего того, что при соотнесении с принципом пользы, признавалось несоответствующим ему, и, следовательно, вредным (например, его утверждения о бесполезности искусства, любого вида творчества, не несущего в себе общественно пригодных идей, оценка Пушкина в противопоставлении Некрасову).
       Взглядам Зайцева были свойственны не только мировоззренческий радикализм и негативизм, но, в значит, степени, и бланкизм П.Н.Ткачева и политический экстремизм С.Г.Нечаева. Так, постоянно высказывая мысль о необходимости "коренных реформ", демонстрируя непреклонную уверенность в исторической правоте социалистических ценностей, он в то же время весьма скептически относился к революционным и преобразовательным возможностям народа, который, по его мнению, пассивен и по своей неразвитости не может поступать сообразно своим выгодам, не понимает значения политического и социального освобождения. Поэтому ему просто-напросто необходимо "навязать" свободу, хотя бы и "насильно".
       В свете подобных убеждений особые надежды Зайцев возлагал на революционное меньшинство, на революционно-активную деятельность интеллигенции. Он полемизировал со "славянофилами" и "славянофильствующими патриотами", к которым причислял и народников, упрекая последних за идеализацию народа.
Соч.:
       Естествознание и юстиция //Русское слово. 1863, №7;
       Белинский и Добролюбов // Русское слово. 1864, №1;
       Последний философ-идеалист: Артур Шопенгауэр // Русское слово. 1864, №12;
       Рукводство всемирной истории: Древняя история Востока. СПб., 1879;
       Руководство всемирной истории: Дрвняя история Запада. Т.1. СПб., 1882;
       Избранные сочинения: В 2 т. М., 1934. Т.1 (второй том не вышел);
       Представители немецкого свиста Гейне и Берне // Филологические науки. 1964. №2;
       Шестидесятники (Сост., вступительная статья Ф.Ф.Кузнецова). М., 1984.

А.В.Пролубников, Д.В.Ермашов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:53:22 UTC