Зись Авнер Яковлевич [18.11.1910-05.09.1997]

Зись Авнер Яковлевич (18.11.1910-05.09.1997)
       - специалист по эстетике, общей теории искусства, методология эстетических исследований; доктор философских наук, профессор
       Род. в г.Умань.
       Окончил исторический факультет Киевского института народного образования (1930).
       Участник Великой Отечественной войны.
       Преподавал философию в различных вузах, в том числе в ГИТИСе и в МГУ.
       С 1977 - заведующим отделом эстетики и общей теории искусства Росссийского института искусствознания.
       Кандидатская диссертация - "Вопросы этики в марксизме" (1939).
       Докторская диссертация - "Вопросы искусства в марксистской эстетике" (1966).
       Являлся вице-президентом Эстетической ассоциации РАН. Заслуженный деятель науки РФ. Исследуя широкий круг проблем философско-эстетической теории и современного искусствознания, Зись сосредоточил свое внимание на разработке трех актуальных направлений.
       1. Взаимоотношение философского мышления и художественного творчества. Здесь Зись разработал философскую концепцию общекультурного характера. Искусство и философия рассматриваются им как два взаимозаменяемых, но с необходимостью обращающихся друг к другу феномена культуры. Искусство выступает в его концепции не только как объект, но и как источник философского знания, а философская рефлексия - как образующая интеллектуальный климат, обусловливающий глубину художественного постижения действительности. Зись обосновано разграничение собственно философии и художественно-философского знания. Философичность искусства выводится из самой его природы, искусство рассматривается как модель духовной культуры, а философия - как самосознание художественной мысли.
       2. Выявление природы искусства и художественного творчества. В этом плане взгляды Зися претерпели определенную эволюцию. Если в ранних его работах акцентировалось функциональное назначение искусства, то в 70-80-е гг. он разрабатывал концепцию самоценности художественного творчества, не имеющей, однако, как считал автор, ничего общего с эстетическим изоляционизмом. Его концепция предполагала органическую приобщенность художественного текста к культуре. Особое место занимало обоснование универсальной природы художественной ценности и раскрытие сущности самой категории "художественность".
       3. Методология современного искусствознания. По мнению Зися, необходимо не только конвергентное (междисциплинарное), но и дивергентное изучение искусства, учитывающее его имманентные особенности. Он обосновывал статус искусствознания как науки, выявлял его структуру, изучал соотношение между искусствознанием как наукой и современной системой наук, изучающих искусство и художественное творчество.
Соч.:
       Лекции по марксистско-ленинской эстетике. В 2 т. М., 1960 (2-е изд.- М., 1964);
       Художник и время. М., 1963;
       Искусство и эстетика. Введение в искусствознание. М., 1967;
       Основы марксистской эстетики. М., 1977;
       Виды искусства. М., 1979;
       Конфронтации в эстетике. М., 1980;
       Эстетика: идеология и методология. М., 1984;
       Методологические искания в западном искусствознании. Герменевтика. [В соавт.]. М.,1984;
       Философское мышление и художественное творчество. М., 1987;
       В поисках художественного смысла. Избранные работы. М., 1991;
       На подступах к общей теории искусства. М., 1995;
       Чему свидетелем был // "Вопросы философии" 1996. №2;
       У истоков журнала "Вопросы философии" // "Вопросы философии" 1997. №7.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:53:20 UTC