Ильин Иван Александрович [28.03.1882-21.12.1954]

Ильин Иван Александрович [16(28).03.1882 (по др. данным 1883)-21.12.1954]
       - философ, теоретик религии и культуры, политический мыслитель.
       Род. в Москве.
       Учился на юридическом факультете Московского университета.
       С 1909 читал на Высших женских юридических курсах основной курс "История философии права" и вел семинар по общей методологии юридических наук. Этот же семинар вел в 1910 на юридическом факультете Московского университета.
       В 1910-1912 находился в научной командировке в университетах Германии и Франции.
       С 1912 - приват-доцент, с 1918 - профессор Московского университета.
       Преподавал также в университете Шанявского (1916-1918),
       в Высшем музыкально-педагогическом институте, в Ритмическом институте (1920-1922).
       В 1921-1922 - действительный член Института научной философии.
       В конце 1922 выслан из России. Жил в Берлине, где преподавал в Русском научном институте.
       С 1924 - Член-корреспондент Славянского института при Лондонском университете.
       В 1927-1930 - редактор и издатель журнала "Русский колокол".
       С приходом к власти нацистов был лишен права преподавать и публиковаться. Ввиду угрозы ареста и заключения в концлагерь выехал в Швейцарию (1938). Последние годы жил в Цолликоне (пригороде Цюриха).
       Первоначально Ильин приобрел известность в России и на Западе как исследователь (и последователь) философии Гегеля. Впоследствии разработал собственную оригинальную онтологическую и теоретико-познавательную концепцию.
       Ильин рассматривает познание в контексте культуры, видя основной порок современной ему культуры и современного человека в "расколотости", в противопоставлении ума сердцу, разума чувству. В основе пренебрежения, с которым современное человечество относится к "сердцу", лежит, по мнению Ильин, представление о человеке как вещи среди вещей и тела среди тел, вследствие которого творческий акт трактуется "материально, количественно, формально и технически". Именно такое отношение, считает Ильин, облегчает человеку достижение успеха чуть ли не на всех его жизненных поприщах, способствуя карьере, получению прибылей, приятному времяпровождению. Однако "мышление без сердца", даже самое умное и изворотливое, в конечном счете релятивистично, машинообразно и цинично; "бессердечная воля", сколь бы упорной и настойчивой она ни была в жизни, оказывается по существу животной алчностью и злым произволением; "воображение в отрыве от сердца", каким бы картинным и ослепительным оно ни представлялось, остается в конечном счете безответственной игрой и пошлым кокетством. "Человек, душевно расколотый и нецельный, есть несчастный человек. Если он воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к целостной очевидности... он теряет веру в то, что человеку вообще может быть дана тотальная очевидность. Он не желает признать ее и у других и встречает ее иронией и насмешкой" (Путь к очевидности. М., 1993. С.313).
       Ильин видит путь преодоления расколотости в том, чтобы восстановить в правах опыт как интуицию, как сердечное созерцание. Рассудок должен научиться "взирать и видеть", чтобы стать разумом, человек должен прийти к разумной и светлой вере "достаточного основания". С "сердечным созерцанием", "совестной волей" и "верующей мыслью" Ильин связывает надежды на будущее - на решение проблем, неразрешимых как для "бессердечной свободы", так и для "противосердечного тоталитаризма".
       Широкий резонанс получила работа Ильина "О сопротивлении злу силою", в которой И. аргументированно критикует учение Л.Толстого о непротивлении. Рассматривая физ. принуждение как зло, не становящееся добром от того, что оно используется в благих целях, Ильин считает, что за неимением др. средств человек для противостояния злу не только имеет право, но и может иметь обязанность применять силу. "Насилием" же, согласно Ильину, оправданно называть только произвольное, безрассудное принуждение, исходящее из злой воли или направленное ко злу.

И.Ю.Алексеева

       * * *
       К центральным проблемам социальной философии Ильина относятся проблема партийности, проблема соотношения республики и монархии, а также проблема национализма. Первую проблему в лаконичной форме он рассматривает в работе "Яд партийности". Ильин пишет: "Деление людей на партии неизбежно; ибо всюду, где люди думают,- обнаруживается и разногласие, и единомыслие; а объединение единомышленников дает им умственную уверенность и увеличивает их силы в борьбе. Но дух политической партийности всегда ядовит и разлагающ. Сущность его состоит в том, что люди из честолюбия посягают на власть, ставят часть выше целого; создают атмосферу разлагающей нетерпимости; обращаются в борьбе к самым дурным средствам; становятся зловредными демагогами; превращают партийную программу в критерий добра и зла. Этим духом заражаются одинаково как левые партии, так и правые.
       1. Политическая партия всегда добивается верховной власти: это ее основная цель; к этому направлены все ее усилия. Но именно поэтому во главе ее оказываются те люди, которые способны профессионально заниматься захватом власти,- профессионалы честолюбия. Обычно бывает так, что лишь очень немногие из них уже были у власти; почти никто из них не проверил своего умения властвовать; большинство из них, наверное, не призвано и не способно править... Итак, дух партийности выдвигает наверх профессиональных честолюбцев, непризнанных дилетантов, политических карьеристов.
       2. Всякая партия представляет лишь меньшинство людей в стране; противоположное утверждение есть ложь, которая всегда может быть опровергнута статистически. Поэтому "победа" любой партии при любой избирательной системе дает меньшинству власть над большинством. Это меньшинство, восходящее к власти снизу и лишенное традиций здоровой государственности, несет с собою интересы того нар. слоя (класса, сословия, группы), которому его программа "угодила" и который поэтому за него голосовал; а это и есть дух части, который стремился господствовать над целым и теперь начинает выдавать свой интерес за интерес общенациональный. ...Итак, дух партийности разжигает своекорыстие классов и групп и тем искажает и предает государственное дело.
       3. Всякая партия хотела бы иметь страстных приверженцев. Страстность есть залог избирательной "победы", бурная пропаганда, настойчивая агитация, темпераментные речи - все это приобретает голоса для выборов и читателей для партийной газеты; все это сбивает людей, лишает их собственного мнения и навязывает им партийный трафарет. Соревнование и честолюбие разжигают эту страстность до фанатизма, а фанатизм несет с собою дух ненависти, ослепления, нетерпимости... Итак, дух партийности затемняет у людей разум и правосознание, создавая атмосферу нетерпимости, разъединения и гражданской войны.
       4. В борьбе за власть одержимые партийные честолюбцы обычно обращаются ко всем средствам и не останавливаются даже перед самыми низкими. Они лгут в доказательствах и спорах, заведомо обманывают избирателей, клевещут на конкурентов и противников. Одни продают свои "голоса"; другие их покупают - то за деньги, то за почести, то раздавая места, то устраивая прибыльные или "благотворительные" дела. Одни борются сплетней, инсинуацией и интригой; другие, будучи депутатами, берут деньги у правительства; третьи организуют парт, заговоры и перевороты. ...Итак, дух партийности расшатывает у людей совесть и честь и незаметно ведет их на путь продажности и уголовщины.
       5. В этой атмосфере и выборы, и партийное правление становятся делом порочной демагогии: партии, ...развращая народ, постепенно доводят его до состояния черни. Тогда и выборы, и правление приобретают характер распродажи с молотка государственной власти, и во главе государствава становятся нравственно и политически худшие люди. Итак, дух партийности развращает народ и ведет государство к гибели.
       6. При всем этом партийный дух создает своего рода массовый психоз в пределах самой партии. ...Готовить для будущей России мы должны именно не партийный дух, а национальный, патриотический и государственный" (Русский колокол. Берлин, 1928. Кн.З. С.78-81).
Соч.:
       Понятие права и силы. М., 1910;
       Идея личности в учении Штирнера//Вопросы философии и психологии. 1911. Кн.106 (1);
       Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн.111 (1) и 112 (2);
       Философия Фихте как религия совести // Вопросы философии и психологии. 1914. Кн.122 (2);
       Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т.1-2, М., 1918;
       Учение о человеке. М., 1918;
       Духовная культура и ее национальные вожди // Русская мысль. Берлин, 1923. Кн.I-II;
       Проблема современного правосознания. Берлин, 1923;
       Религиозный смысл философии. Париж, 1925;
       О сопротивлении злу силою. Берлин, 1925 (Белград, 1926);
       Путь духовного обновления. Белград, 1937;
       Аксиомы религиозного опыта. Т.1-2. Париж, 1953;
       О сущности правосознания. Мюнхен, 1956;
       Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. В двух томах. Т.1-2. М., 1992;
       Путь к очевидности. М., 1993;
       Аксиомы религиозного опыта. М., 1993;
       Сочинения в 2т. Т.1. Философия права. Нравственная философия. М., 1993;
       Сочинения в 2т. Т.2. Религиозная философия. М., 1994;
       Собрание сочинений в 10 т. Т.1-10. М., 1993-1999;
       Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, СПб., 1994;
       Черносотенство - проклятие и гибель России // "Вопросы философии" 1994. №9;
       Собрание сочинений. Дневник, письма, документы. М., 1999;
       Письма, мемуары (1939-1954). М, 1999.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:53:12 UTC