Блаватская Елена Петровна [12.09.1931-08.05.1891]

Блаватская Елена Петровна (псевд. Раддабан) [31.08(12.09).1831-26.04(08.05).1891]
       - писательница, основоположница теософии.
       Род. в Екатеринославе, в семье артиллерийского полковника фон Ган-Роттештерна, двоюродная сестра С.Ю.Витте.
       В 1848 выходит замуж за 60-летнего генерала Н.В.Блаватского, ереванского вице-губернатора. Однако через три месяца уходит от мужа и покидает Россию.
       Вплоть до 1870 Блаватская путешествует по странам Европы, Америки и Азии.
       В 1851 Блаватская встречается с Махатмой Мориа, главой эзотерической философской школы одного из монастырей Тибета, ставшим ее Учителем. Необходимым условием ученичества было подчинение своей физической природы целям духовного совершенствования.
       В 1873 принимает американское гражданство. По поручению Учителя Блаватская была первым вестником сокровенного знания на Западе. С этой целью она в Нью-Йорке в ноябре 1875 создает теософическое общество, президентом которого становится сподвижник Блаватской, американский полковник Г.С.Олькот.
       Теософическое общество выдвинуло следующую программу:
       1)организовать всечеловеч. братство без различия пола, национальности и религии;
       2) изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего Востока;
       3) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные способности человека. В целях пропаганды своего учения Олькот и Блаватская выезжают в Индию и издают там газету "Теософист".
       В 1880 на Цейлоне после долгого периода испытаний и обучения Блаватская получила посвящение в эзотерический буддизм. После возвращения в 1883 в Европу Блаватская до 1886 живет в Париже, а затем в Лондоне, где организует главное отделение теософического общества. Умерла в Лондоне в 1891.
       Теософское учение Блаватской представляет собой своеобразную попытку синтеза научных, философских и религиозных идей на базе восточной философско-мистической традиции. В центре теософии лежит идея о существовании эзотерического знания, которое составляет единую сокровенную суть всех языческих культов, мировых религий и наиболее глубоких философских систем. Эзотерическое знание, носящее универсально-космический характер, всесторонне раскрывает духовную суть и назначение человека, объясняет эволюцию Космоса в целом, а также логику и смысл существования человеческой цивилизации.
       Эзотерический смысл Космической эволюции, по Блаватской, заключается в осуществлении идеи духовного Единства на всех уровнях бытия между всеми созданиями Вселенной, т.к. все сущее в природе едино по своему происхождению, способу эволюции и целям своего развития. Это эзотерическое сокровенное знание зашифровано в мифологических символах и сюжетах, античных мистериях, оккультных текстах. Ключом к тайному знанию владеют лишь "великие посвященные", которые в разные исторические времена являлись человечеству для приобщения его к тайному вселенскому знанию. Посвященными были Будда и Христос, Платон и Пифагор. Единый духовно-космический центр, который питает истинным знанием всех посвященных и хранит память о давно исчезнувших земных культурах и племенах, укрыт от взора земных честолюбцев и профанов где-то в неприступных районах Центральной Азии.
       "Тайная доктрина" - центральное произведение Блаватской - претендует на всестороннюю интерпретацию древней символики мифов, религиозных учений и философских систем с точки зрения хранящегося в ней сокровенно-эзотерического знания. Определяя взаимоотношения теософии и религии и разъясняя задачи теософского общества, Блаватская писала в работе "Ключ к теософии": "...Теософия - это безбрежный океан всеобщей Правды, Любви и Мудрости, освещающий своим сиянием Землю, в то время как Теософское Общество только видимый пузырек воздуха на поверхности этого океана... Теософия на Земле подобна лучу белого света, а каждая религия - это только один из семи цветов радуги, получаемых с помощью призмы. Не признавая все остальные, осуждая их как фальшивые, каждый отдельный цветовой луч, таким образом, провозглашает не только свое первенство, но и претензию на то, чтобы быть белым лучом, и предает анафеме даже свои собственные оттенки, как еретические. И все-таки, поскольку Солнце Истины поднимается все выше и выше над горизонтом человеческого восприятия, каждый цветной луч постепенно блекнет, пока не будет вновь полностью поглощен; человечество не будет больше страдать от искусственной разобщенности и, наконец, увидит себя купающимся в чистом бесцветном солнечном свете Истины. Это и будет Теософия... Только путем изучения различных великих религий и философий человечества, путем беспристрастного сравнения их непредубежденным умом, человек может надеяться достичь Истины".
Соч.:
       Isis unveiled. V.1-2. N.-Y., 1887;
       Из пещер и дебрей Индостана. СПб., 1912 (Русский В. 1883. №1-4; 1885. №11; 1886. №2, 3, 8; отд. изд.- М., 1883; СПб., 1912);
       Загадочные племена. Три месяца на "Голубых горах" Мадраса. СПб., 1893;
       Голос безмолвия. Калуга, 1908;
       Тайная доктрина. Т.1-3. Л., 1991 (1-е изд.: Blavatsky Н.Р. Secret Doctrine. V.1-2. L., 1888);
       Из пещер и дебрей Индостана. М., 1991;
       Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (Карма). Л., 1991;
       Разоблаченная Исида. Т.1-2. М., 1992 (1-е изд.: Blavatsky Н.Р. Isis unveiled. N.-Y., 1877);
       Ключ к теософии. М., 1993;
       Новый Панарион. М., 1994;
       Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т.1. Космогенезис. М.-Харьков, 1999;
       Тайная доктрина. Т.2. Антропогенезис. М.-Харьков, 1999;
       Тайная доктрина. Т.З. Эзотерическое учение. М., 2000.

А.В.Иванов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:52:22 UTC