Белецкий Зиновий Яковлевич [__.__.1901-__.__.1969] {(1901г.-1969г.)}

Белецкий Зиновий Яковлевич (1901-1969)
       - профессор философии.
       Род. в г.Лазуки Сиротинского р-на Витебской обл.
       В 1919г. вступил в ряды РКП(б).
       В 1925 окончил медицинский факультет МГУ, затем - институт Красной профессуры.
       В 1929-1932 - заведующий кафедрой философии,
       в 1932-1933 - заместитель директора Ростовского-на-Дону государственного университета.
       В 1933-1934 - директор Ростовского-на-Дону института марксизма-ленинизма.
       В 1929 удостоился звания профессор.
       С 1934 по 1943 - старший научный сотрудник и бессменный секретарь парторганизации ИФ АН СССР.
       С 1943 по 1953 - руководитель кафедрой диалектического и исторического материализма философский факультета МГУ, в последующие годы жизни являлся заведующим кафедрой философии гуманитарных факультетов МГУ, затем Московского инженерно-экономического института.
       * * *
       Хотя Белецким было опубликовано всего три-четыре статьи, однако это не помешало ему оказать значительное влияние на судьбы советской философии 40-50-х гг., стать "возмутителем" спокойствия, прослыть "вульгаризатором марксизма" и не быть, тем не менее, подвергнутым остракизму, преследованиям, а, напротив, пользоваться поддержкой ЦК и Политбюро партии. Достаточно сказать, что по инициативе Б. в 1944 было принято Постановление ЦК ВКП (б) по III тому "Истории философии", посвященному главным образом немецкой классической философии. Более того, Белецкий оказался единственным советским философом, осмелившимся подвергнуть негласной критике некоторые идеи Ленина и Энгельса и перенести центр внимания с изучения истории философии на марксизм. Возникновение последнего он расценивал как "революционный переворот в философии". По его словам, "не с вершины истории философии можно понять марксизм, а, наоборот, лишь с точка зрения марксизма можно понять и объяснить всю прошлую философию" ("Вопросы философии" 1947. №1. С.318-319). Отсюда вывод: философия марксизма как теоретическое выражение коренных интересов трудящихся не может быть (как предполагал Ленин) продолжением, "синтезом предшествующих философских учений, а их полным, коренным преодолением" (Там же. С.319). Исходя из того, что новые идеи возникают не из предшествующих (хотя последние и играют роль "мыслительного материала"), а из конкретно-исторических условий социальной жизни общества,
       Белецкий считал совершенно неприемлемым положение Ленина о том, что идеология научного социализма возникает вне рабочего движения, что она привносится в него только извне, из внеэкономической борьбы. Хотя он и политизировал философию, тем не менее явился, фактически, родоначальником социологического знания в советской философии, идеи о социальной обусловленности не только общественно-научного познания, но в некоторой степени и естественно-научного.
       Вместе с тем результатом преимущественной ориентации на социальную среду и политизации философии явилась поддержка Белецким антинаучной концепции Т.Д.Лысенко о наследственности, изменчивости и видообразовании. Однако политизация философии для Белецкого вовсе не означала "увязывания" отвлеченных философских проблем с текущей политикой, как это было в обычае советских философов, а представляла собой установку на объяснение того или иного философского учения в связи со своим временем и обществом. С этой точка зрения незачем "критиковать Фалеса за то, что он за начало всего брал воду... Нельзя также критиковать Дидро за то, что его материализм не был диалектическим." (Там же. С.324). Иначе говоря, марке подход к истории философии он считал конкретно-историческим, а не абстрактно-телеологическим, рассматривающим прошлые учения как подготовительные ступени к современной философии, будь то философия Гегеля или Маркса.
       Существо материалистической диалектики (и материалистич. понимания истории) Белецкий видел в ориентации на анализ и уразумение конкретно-исторической действительности, избавляющей от навязывания последней умозрительных конструкций, всеобщих надисторических схем.

Ф.Кессиди

Соч.:
       Идейно-философские основы правого уклона // Северо-Кавказский большевик. 1930;
       Сеченов и Павлов // ПЗМ. 1942;
       Лекции по историческому материализму. М., 1954.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:52:20 UTC