Тавризян Гаянэ Михайловна [27.05.1934]

Тавризян Гаянэ Михайловна (р. 27.05.1934)
       - специалист в области истории философии, философской антропологии, культурологии; доктор философских наук.
       Род. в Ленинграде.
       В 1958 окончила романо-германское отделение филологический факультета Ереванского государственного университета,
       в 1962 - аспирантуру кафедры французского языка МГУ.
       В 1962-1964 - референт агентства печати "Новости".
       С 1964 работает в ИФ АН СССР (ныне РАН),
       с 1973 - в должности старшего научного сотрудника,
       с 1990 по настоящее время - в должности ведущего научного сотрудника сектора современной западной философии.
       Кандидатская диссертация - "Феноменологический метод и проблема человека во французском экзистенциализме" (1968).
       Докторская диссертация - "Проблема технического прогресса в западной философско-социологической мысли XX века" (1991).
       Инициатор и редактор коллективных изданий: "Философия, религия, культура" (М., 1982), журнала "История философии" РАН (с 1997), перевода работ Й.Хейзинги "Ното Ludens" и "В тени завтрашнего дня" (М., 1992) и других.
       Сфера научных интересов - основные направления западной философии XX в., в том числе - экзистенциализм, феноменология, философия жизни, философская антропология, философия истории, культурология, философия техники, социальной теории XX в. Одна из основных проблем в исследованиях Т. - духовная ситуация человека в современную эпоху.
       С начала 70-х гг. выдвигает и обосновывает идеи об опасных для человека и культуры последствиях технизированной цивилизации, не уравновешиваемой высоким уровнем духовного развития общества; об условности понятия "нейтральность" применительно к технике; выдвигает проблему философской интерпретации феномена техники, изучения обратного воздействия техники на человека и общество, рассмотрения техники в контексте истории и культуры.
       В течение многих лет занимаясь экзистенциалистской мыслью XX столетия, представила важнейший аспект творчества французского философа-экзистенциалиста Г.Марселя - его драматургию, впервые переведя на русский язык избранные философские пьесы Марселя, дав теоретический анализ марселевского театра как незаменимой сферы воплощения идеи экзистенции, многообразных форм интеракции, "сцены" как ситуации.
Соч.:
       Метатехническое обоснование сущности техники М.Хайдеггером // "Вопросы философии" 1971. №12;
       Человек-наука-техника. М., 1973;
       Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977;
       Проблема преемственности гуманистического идеала человека в современной культуре // "Вопросы философии" 1983. №1;
       Техника, культура, человек. М., 1986;
       О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989;
       Йохан Хейзинга: кредо историка (послесловие) // Й.Хейзинга. Homo Ludens. М., 1992;
       Вступительная статья, перевод, комментарии // Г.Марсель. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:52:06 UTC