Шичалин Юрий Анатольевич [30.08.1950]

Шичалин Юрий Анатольевич (р. 30.08.1950)
       - историк философии, филолог, переводчик, издатель.
       Род. в г.Махачкала.
       В 1968-1969 учился на философском факультете МГУ, в 1969 поступил на филологический, который окончил по кафедре классической филологии в 1974.
       В 1974-1977 - аспирантура той же кафедры.
       В 1979 защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидат филологических наук "Жанр и композиция "Эннеад" Плотина". В эти же годы работал секретарем у А.Ф.Лосева, благодаря которому был развит интерес к платоновской философии. Платону, платонизму и неоплатонизму посвящен цикл из 40 статей в ФЭС (1983, 1989), свыше 60 статей в новом издании "Философской энциклопедии", статьи в научной периодике, переводы (Альбин, Апулей, Алкиной, Плотин, Саллюстий-платоник, Прокл).
       С 1977 по 1988 работал на кафедре классической филологии.
       В 1988 перешел в ИФ РАН на должность старший научный сотрудник.
       В 2000 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук "История античного платонизма в институциональном аспекте".
       В настоящее время преподает историю философии и древние языки в Государственном университете гуманитарных наук и Московской Духовной академии.
       В 1990 организовал "Греко-латинский кабинет" (издательство и курсы древних языков);
       в 1993 учредил "Классическую гимназию при Греко-латинском кабинете". Константы его философской позиции: иерархия бытия и иерархия знания вместе задают иерархию человеческих ценностей, а также иерархию "богословие (богооткровенная истина) - философия - наука"; философское ведение исходно и на сей день принципиально ограничено рамками единого европейского разума.
       Основная сфера философских интересов - образование европейского разума. В связи с этим Шичалин продумана периодизация европейской духовной истории, опирающейся на институциональный подход: алфавит-свиток-кодекс-книгопечатание-компьютерные технологии вместе с эволюцией образовательных и научных институций задают единственную реальную основу для периодизации европейской мысли (""Осевые века" европейской истории" // "Вопросы философии" 1995. №6), которая, по мнению Ш., в своем существе, в своем совпадении с бытием - внеисторична ("Истина и история" // "Логос". 1996. №7).
       Шичалин констатирует также принципиальную и фактическую исчерпанность европейского историзма. В основе педагогических взглядов Шичалин - признание онтологической наполненности образовательного процесса (Платон, Федон 107 d.3-4: "душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме образования и образа жизни").
Соч.:
       Платон. "Федр" (греческий текст, статья, комментарии, указатели). М., 1989;
       Поздний Платон и Аристотель // MATHESIS. Из истории античной науки и философии. М., 1991;
       Прокл. "Комментарий к Первой книге "Начал" Евклида" (греч. текст, русск. перев., статья, коммент., указатели). М., 1994;
       Античность-Европа-История. М., 1999;
       Проблемы российского образования и православие. М., 1999, История античного платонизма. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:52:02 UTC