Жучков Владимир Александрович [21.12.1940]

Жучков Владимир Александрович (р. 21.12.1940)
       - специалист в области истории немецкой философии XVIII-XIX вв.; доктор философских наук.
       Род. в Москве.
       Окончил философский факультет МГУ (1970) и аспирантуру ИФ РАН (1973), где и работает в секторе истории западной философии (с 1995 - ведущий научный сотрудник).
       Кандидатская диссертация - "Гносеологическое содержание кантовского обоснования метафизики" (1973).
       Докторская диссертация - "Предыстория немецкой классической философии. От Лейбница к Канту" (1994).
       Читает лекции в Государственном университете гуманитарных наук и РГГУ. Член правления Кантовского общества России.
       Основные направления научной работы: исследование истории немецкой философии эпохи Просвещения, ее основных направлений и персоналий (Вольф и его школа, ее сторонники и противники и т.д.); Кант, немецкая классическая философия, кантианство и неокантианство XVIII- XX вв. Издание, перевод, комментирование философской классики (Кант, Вольф и др.).
       Главные идеи и проблемы связаны с уяснением места и значения немецкой философии предклассического периода в истории философии Нового времени.
       По мнению Жучкова, в середине XVIII в. новоевропейская философия оказалась в ситуации общего и глубокого кризиса, выразившегося в догматизме вольфианской метафизики и юмовском скептицизме, которые по существу были закономерным итогом и завершающим этапом развития традиционного рационализма и эмпиризма. Наиболее заметно этот кризис обнаружился именно в Германии в полемике между сторонниками и противниками вольфианства, но в то же время именно немецкие мыслители середины века первыми начали его осознавать в качестве серьезной философские проблемы и даже предприняли первые попытки ее решения (Крузий, Ламберт, Тетенс, ранний Кант и др.). Указанное обстоятельство позволяет объяснить сам факт возникновения кантовского критицизма, выявить его конкретные исторические истоки и теоретические предпосылки, а также более адекватно, а в чем-то и по-новому, осмыслить содержание и сущность многих его понятий и проблем.
       К их числу относится понятие вещи в себе, имеющее, с точка зрения Жучкова, два основных значения: объективной реальности ("звездное небо надо мной") и ноуменального субъекта, способность которого к "причинности через свободу", служит основанием "морального закона во мне".
       Тезис о непознаваемости мира в целом и ноуменального субъекта как вещей в себе означает всего лишь признание самостоятельного, независимого от всякого о них знания существования бесконечного объективного мира и необусловленной человеческой свободы, а потому и невозможности их научного познания, в силу его конкретного и относительного, обусловленного и ограниченного характера, равно как и недостижимости абсолютного о них знания, т.е. решения основных проблем собственно метафизичического или философского познания посредством методов и установок традиционного эмпиризма и рационализма. Вместе с тем, Кант не сводит свободу всего лишь к основанию морального закона и не отрицает ее роль в познании природы.
       Особую роль в этой связи приобретает развитая в "Критике способности суждения" концепция культуры, согласно которой свобода служит основанием способности человека к свободной и целеполагающей деятельности вообще, не только нравственной и эстетической, но и направленной как на бесконечное познание, так и на преобразование мира, т.е. на создание "второй природы" или "превосходящего природу" мира человеческой культуры и цивилизации. В этих идеях заключается центр, и цементирующее ядро кантовского мировоззрения, которое имеет явно выраженный антидогматический и открытый характер, поскольку в нем человек как разумное, свободное, творческо-деятельное и нравственно ответственное существо является "главным предметом в мире", относительно которого "уже нельзя спрашивать, для чего он существует; его существование имеет в себе самом высшую цель". Именно в этом, с точки зрения Жучкова, состоит принципиальное отличие кантовской философии от спекулятивных систем немецкого классического идеализма и более поздних идеологизированных филосовско-мировоззренческих концепций, а также ее актуальное значение для нашего времени.
Соч.:
       Гносеологическая сущность кантовского учения о свободе //Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. Калининград, 1976;
       Система кантовской философии и ее трансформация в неокантианстве //Кант и кантианцы. М., 1978;
       "Вещь в себе" и основной вопрос философии у Канта // "Критика чистого разума" и современность. Рига, 1984;
       Немецкая философия эпохи раннего Просвещения (конец XVII - первая четверть XVIII в.). М., 1989;
       И.Н.Тетенс - выдающийся предшественник Канта // Историко-философский ежегодник-95. М., 1996;
       Из истории немецкой философии XVIII века (предклассический период). От вольфовской школы до раннего Канта. М., 1996;
       Философия немецкого просвещения //История философии: Западоктороссия-Восток. Кн. 2-я. М., 1996;
       Философия Канта // История западноевропейской философии. М., 1998;
       Вместо предисловия (уведомление читателю) // И.Кант. Из рукописного наследия (материалы к "Критике чистого разума", Opus postumum). М., 2000;
       Метафизика Вольфа и ее место в истории философии нового времени // Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2000.
       Им подготовлено около 20 статей в "Новую философскую энциклопедию" в 4т.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:58 UTC