Соколов Василий Васильевич [14.08.1919]

Соколов Василий Васильевич (р. 14.08.1919)
       - специалист в области истории философии и теории историко-философского процесса; доктор философских наук, профессор
       Род. в с.Петрушино Тульской обл.
       Учился на историческом и философском факультетах МИФЛИ.
       Участник Великой Отечественной войны.
       Окончил философскийфакультет МГУ в 1943, там же аспирантуру (1946).
       Своим основным философским наставником считает В.Ф.Асмуса.
       Работал в Издательстве иностранной литературы в редакции философии и психологии (1947-1950), а также в различных вузах преподаватель философии.
       С 1950 - на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ, профессор этой кафедры.
       Длительное время (60-80-е гг.) руководил изданием философской классики прошлого (библиотека "Философское наследие", сер. "Памятники философской мысли") в ИФ АН СССР.
       Соколов - заслуженный деятель науки РСФСР (1980), заслуженный профессор МГУ, академик РАЕН. Лауреат Ломоносовской премии 1-й степени 1986 за работы: "Философия Спинозы и современность", "Средневековая философия", "Европейская философия XV-XVII вв.".
       В своих работах стремился давать новое концептуальное осмысление историко-философского процесса, уйти от марксистско-ленинских схем в освещении философии прошлого, боролся с упрощениями и вульгарным социологизмом, господствовавшими во всех отраслях философского знания в советские годы.
       В книге "Философия Спинозы и современность" (1964) впервые в историко-философской литературе автор отказался от идущей от Плеханова квалификации спинозизма как материализма ("марксизм - разновидность спинозизма"), показав сложную пантеистическую, натуралистическую, рационалистическую, метафизическую родословную и суть этого неоднозначного учения.
       Соколов разрабатывает субъект-объектную концепцию предмета философии трактуя ее одновременно и как систему верознания и как максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. На материалах античной, средневековой и новой философии.
       Соколов проводит также идею противоположности органистической и механистической интерпретации бытия, оттесняющую (во многом и перечеркивающую) проблему борьбы материалистического и идеалистического направлений в философии - проблему, которая в течение десятилетий играла главную, определяющую роль в марксистско-лененинской историко-философской методологии. Анализ противоположности и взаимодействия органицизма и механицизма привел Соколова к более частным проблемам - соотношения детерминистического и телеология, видения мира, его бесконечности и конечности ("оконеченности"), к вопросу о степенях случайности как уникальности происшествий и др.
       Задолго до эпохи перестройки Соколов обратился к анализу идеи Бога как субъект-объектного единства и роли этой идеи в историко-философском и духовном процессе. При этом выявлены различные типы понятия единого Бога - пантеистического, деистического, теистического в их различии и взаимодействии у различных философов. Выявлена онтологическая функция понятия Бога как глубинного бытия, объединяющего бесконечно сложный мир, а также амбивалентная гносеологическая функция понятия Бога - мистифицирующая (собственно религиозная), подчеркивающая постоянную недостаточность и ущербность познавательных усилий и результатов человеческой деятельности, и интеллектуализирующая (собственно философия), поощряющая человека к расширению и углублению своих познаний (абсолютизация и релятивизация истины).
       В книгах и статьях Соколова истории философии в центре внимания всегда находились вопросы взаимоотношения философии и идеологии, места философии в системе духовной культуры и др.
Соч.:
       Вольтер. М., 1955;
       Античная философия. М., 1958;
       Философия Гегеля. М., 1959;
       Бертран Рассел как историк философии // "Вопросы философии" 1960. №9;
       Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962;
       Философия Спинозы и современность. М., 1964;
       Предшественники научного коммунизма. М., 1965;
       Партийность и историзм в историко-философской методологии // "Вопросы философии" 1968. №4;
       Философия древности и средневековья (вступ. статья к т.1 Антологии мировой философии). М., 1969;
       Спиноза. М., 1973, 1977;
       Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973;
       Средневековая философия. М., 1979 (2-е исправл. и дополн. изд. М., 2001);
       Философский синтез Готфрида Лейбница (вступительная статья к т.1 Сочинений Г.В.Лейбница в 4 т.). М., 1982;
       Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984 (2-е доп. изд. 1996);
       Философия духа и материи Рене Декарта (вступительная статья к т.1 Сочинений Рене Декарта в 2 т.). М.,1989;
       Философское значение "Теодицеи" Лейбница (вступельная статья к т.4 Сочинений Г.В.Лейбница в 4 т.). М., 1989;
       Проблема религиозного и философского Бога в системе воззрений Декарта // Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997;
       Введение в классическую философию. М., 1999;
       От философии Античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:54 UTC