Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич [04.02.1853-09.10.1920]

Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич [23.01(04.02).1853-09.10.1920]
       - литературовед, лингвист, историк культуры.
       Род. в имении Каховка Таврической губ.
       Учился в Петербургском (1871-1873) и Новороссийском (Одесса, 1873-1876) университетах. Изучал в Праге и Париже сравнительное языкознание и санскритал.
       Приват-доцент, затем профессор Новороссийского (1882-1887), Казанского (1887-1888), Харьковского (1888-1905) и Петербургского университетов.
       Почетный академик Петербургской Академии наук (1907).
       В 1913-1918 - один из редакторов журнала "Вестник Европы".
       С начала 90-х гг. в работах по лингвистике и теории литерауры Овсянико-Куликовский - последователь психологической школы А.А.Потебни; он считал, что первоисточник художественного мышления - язык с его образами и актом предицирования. Отсюда интерес к психологическому творчеству. Художественное мышление, с точка зрения Овсянико-Куликовского, близко по характеру к научному и даже обыденному; в искусстве наиболее отчетливо выразился общий для мышления принцип экономии сил. Попыткой преодолеть интеллектуализм теории Потебни было разделение искусств на образные (скульптура, живопись, образная поэзия) и лирические (музыка, архитектура, словесная лирика); различие между ними - психологическое. Если воздействие образного искусства преимущественно интеллектуальное (понимание), то в основе восприятия лирических искусств лежит "лирическая эмоция", которая создается ритмом, слагаемым в словесной лирике из звукового ритма и ритма мыслей, чувств. Чистая лирика безобразна. Основные психологические признаки лирики вечны.
       Разделял художников на два типа: художник-наблюдатель и художник-экспериментатор. В характеристике писателя Овсянико-Куликовский шел от его психического облика к его методу. Причину эволюции социально-философских идей русского общества видел в различиях "душевной организации поколений". Овсянико-Куликовскому принадлежат работы по санскриту и древнеиндусской мифологии. (См.: А.П.Чудаков. "КЛЭ". Т.5. С.380-381 и "БСЭ". 3-е изд. Т.18. С.278.)
Соч.:
       Общественно-психологические очерки. Пессимизм и идея прогресса // Научное обозрение. СПб., 1881. №1;
       Зачатки философского мышления в древней Индии //Русское богатство. М., 1884. №7;
       Очерки из истории мысли // Вопросы философии и психологии. 1889. Кн.2; 1890. Кн.2, 5;
       Психология художественного процесса // Северный В. СПб., 1893. №11, 12;
       Л.Л.Потебня как языковед-мыслитель. Киев, 1893;
       Язык и искусство. СПб., 1895;
       Вопросы психологии творчества. СПб., 1902;
       История русской интеллигенции. ч.1-3. СПб., 1906-1911;
       Л.Н.Толстой. Очерк его художественной деятельности и оценка его религиозных и моральных идей. СПб., 1911;
       Собрание сочинений. Т.1-9. СПб., 1912-1914;
       Из этюдов о психологии оптимизма и пессимизма. Ж.-Ж.Руссо. Оптимизм совести и доброты //В. Европы. СПб., 1915. №12;
       Что такое мистика?// Вестник Европы. СПб.. 1916. №10;
       Психология национальности. Пг., 1922;
       Собрание сочинений. Т.1-9. 2-е изд. СПб., 1923-1924;
       Теория жизни и прозы (теория словесности). 5-е изд. М.-Пг., 1923;
       Воспоминания. М., 1923;
       Литературно-критические работы. Т.1-2. М., 1989.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:52 UTC