Франк Семён Людвигович [28.01.1877-10.12.1950]

Франк Семён Людвигович [16(28).01.1877-10.12.1950]
       - философ.
       Род. в Москве, в семье врача.
       Обучался на юридическом факультете Московского университета.
       В 1899 выслан за пропаганду марксизма и составление антиправительственных памфлетов. Завершил образование в Гейдельберге и Мюнхене. Эволюционировал от марксизма к "философскому реализму".
       В 1900 написал свой первый труд - "Теория ценности Маркса". Участвовал в сборике "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), редактировал политические еженедельники "Полярная звезда" и "Свобода культуры" (1905-1906).
       Перевел с немецкого языка работы Ф.Шлейермахера "Речи о религии" и "Монологи".
       С 1912 - приват-доцент Петербургского университета,
       с 1917 - заведующий кафедрой и декан историко-филологического факультета Саратовского университета, руководитель Саратовского философско-исторического общества.
       В 1921 занял кафедру философии Московского университета.
       В 1922 выслан из Советской России. Работал в Германии. Входил в состав Религиозно-философской академии в Берлине.
       С 1930 по 1937 читал лекции в Берлинском университете, переселился в 1937 во Францию, в 1945 переехал в Англию.
       Скончался близ Лондона.
       Франк разрабатывал концепцию "метафизики", т.е. философского "реализма". Вся реальность, по Ф., состоит из нескольких родов бытия. Один из них - эмпирическая (материальная) реальность. Другой уровень реальности, с элементами которого мы вынуждены считаться не менее, чем с элементами материального мира,- уровень наших чувственных желаний, иллюзий, предпочтений. Особый вид реальности (подобный платоновскому миру идей) образуют идеальные, вневременные элементы в бытии - такие как числа, геометрические формы и фигуры, общие содержания понятий и суждений. Все они в каком-то смысле независимы от нас и имеют силу в самих себе. Существенным признаком элементов этой реальности является, считает Франк, их вневременность - они выступают как возможность по отношению к первым двум видам бытия, реализуются в них в настоящем, прошедшем или будущем. На "автономности", "самозаконности" идеальных содержаний основана возможность всех наук об идеальных связях, лучшим образцом которых служат математические науки. Однако допущение о полной автономности этого вида реальности, правомерное и необходимое для такого рода наук, не должно приниматься философским сознанием, т.е. сознанием, стремящимся постичь бытие в его целостной полноте.
       Франк видит порок идеалистических философских систем именно в том, что они основаны на допущениях об автономности идеального. Метафизический реализм Франка предполагает признание еще одного уровня реальности - безусловного бытия, "конкретного, подлинно всеобъемлющего единства", божественного. Бога вне человека и человечества нет. Бог в нас самих, "Бог-снами", но он также и вне нас. Бог - духовный абсолют, придающий миру внутренний смысл и ценность. Божество (или божественное) является нам в общении с ним, прежде всего в любви. Одной из характеристик Бога является "непостижимое". Мир познается органами чувств, рационально и трансрационально. Последнее есть интуиция, переживание, трансцендентность, именно трансрациональное позволяет субъекту сливаться с объектом, с миром, с божественным. Основоположная черта моего внутреннего бытия и есть имманентно присущий ему момент трансцендирования - соучастия в бытии за пределами самого себя. Субъективная реальность есть первичное (по своему значению для моей духовной жизни): от материальной реальности я могу отвлечься, но таковое невозможно по отношению к реальности субъективной. Духовная жизнь человека, подчеркивает он, есть также и основа бытия общества.
       Действующей силой истории является не экономика, не материальные потребности и не идеи, а только человек, одновременно вмещающий в себя и экономические потребности, и идеи. Как телесность человека неотделима от его духа, так и частная собственность есть абсолютно необходимая и неустранимая основа обществ, жизни, вне которой последняя вообще немыслима. В конкретной жизни человек руководится и потребностями, и идеями. Из всех сил, движущих обществом, наиболее могущественной и в конечном счете всегда побеждающей оказывается сила нравственные идеи.
       Общественное бытие есть не просто эмпирическая реальность или нечто чисто-идеальное, но есть сфера идеально-реального. Отсюда у Франка позиция "социального идеал-реализма". Общественная жизнь, по Франку, имеет своим конечным назначением осуществление своей истинной онтологической природы, т.е. "обожение" человека, возможно более полное воплощение в совместной человеческой жизни всей полноты божественного; последняя цель общественной жизни, как и человеческой жизни, вообще одна - осуществление самой жизни во всей всеобъемлющей глубине, гармонии и свободе ее божественной первоосновы.
       Франк развивает этику служения, этику долга, отправляясь от своего представления о духовной сущности человека. Он отделяет свою позицию от квиэтизма, ведущего человека к пассивности, к сознанию своего ничтожества.
       Франк был одним из немногих философов первой половины XX в., кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности пришел к открытию, что таковым является христианство, в своей символической, порой весьма трудно расшифровываемой форме выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Им дано своеобразное истолкование многих религиозных текстов и терминов (у него самого немало символов и положений, требующих расшифровки). В этом отношении он был сторонником религионого (христианского) мировоззрения.
       Вместе с тем Франк подчеркивал свободный характер своей философии. Он писал: "При всем почтении к религиозной традиции я думаю, что философия, как дело свободной мысли не должна боязливо оглядываться на церковное начальство и предание... Более того, философия, которая была бы одновременно догматическим богословием (философия в рамках катехизиса), есть дело абсолютно невозможное" (О невозможности философии. Письмо к другу // Вестник Российского христианского движения 1977. №121. С.162). Считая рациональное познание неспособным постигать бытие в его глубинном уровне, в его безусловности, Франк отнюдь не стремился умалить значение науки как "сознания, направленного на систематически связное и максимально полное отвлеченное познание мира". "Наука,- писал он,- имеет право и обязанность работать, как если бы все было рационально определимо; в этом и заключается ее творческий пафос, и ей не нужно - и даже вредно - ставить и обсуждать вопрос, так ли это на самом деле. Но раз этот вопрос поставлен, то обоснованный, адекватный существу дела ответ на него может быть только отрицательным" (Непостижимое // Соч. М., 1990. С.251).
       * * *
       Из работы "Смысл жизни" ("Вопросы философии" 1990. №6)
       "Вопрос о смысле жизни - не "теоретический вопрос", не предмет праздной умственной игры. Этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду".
       "...Умение "устраиваться в жизни", добывать жизненные блага, утверждать и расширять свою позицию в жизненной борьбе обратно пропорционально вниманию, уделяемому вопросу о "смысле жизни". ...И чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешн. жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в к-рой похоронен вопрос о смысле жизни".
       "Для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная причастность к нему, достижимость для нас жизни в Боге или божественной жизни... И необходимо, во-вторых, чтобы мы сами... были не только "творениями" Бога... но и свободными участниками и причастниками самой божественной жизни, так чтобы служа Ему, мы... не угашали и не изнуряли своей собственной жизни, а, напротив, ее утверждали, обогащали и просветляли".
       "..."Смысл" есть разумное осуществление жизни, а не ход заведенных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего "я", а наше "я" немыслимо вне свободы, ибо свобода, спонтанность, требуют возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает, что не все идет гладко, "само собой", что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград".
Соч.:
       Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. СПб., 1910;
       Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Пг., 1915;
       Душа человека. М., 1917;
       Очерк методологии общественных наук. М., 1922;
       Введение в философию в сжатом изложении. Пг., 1922;
       Философия и религия // София. Т.1. Берлин, 1923;
       Живое знание. Сб. статей. Берлин, 1923;
       Религия и наука. Берлин, 1925;
       Смысл жизни. Париж, [1926] (переопубликовано в журнале "ВФ". 1990. Мб);
       Основы марксизма. Париж, 1926;
       Русское мировоззрение. Париж, 1930;
       Онтологическое доказательство бытия Бога //Записки Русского научного института в Белграде. 1930. №1, Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. Париж, 1939;
       Свет во тьме. Опыт христианской этики и социологии. Париж, 1949 (М., 1998);
       Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956;
       Этюды о Пушкине. Мюнхен, 1957;
       Душа человека. Париж, 1964;
       Сочинения. М., 1990. (В сочинения включены: Фр.Ницше и этика "любви к дальнему"; Политика и идеи; Этика нигилизма; Крушение кумиров и монография "Непостижимое");
       По ту сторону "правого" и "левого". Статьи по социальной философии // Новый мир. 1990. № 4;
       Духовные основы общества. М., 1992. [В книгу вошли: Духовные основы общества (Введение в социальную философию);
       Смысл жизни; С нами Бог; Свет во тьме (избранные главы); Русское мировоззрение]; Философские предпосылки деспотизма // "Вопросы философии" 1992. №3;
       Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995;
       Русское мировоззрение. СПб., 1996;
       Реальность и человек (сер. "Из архива русской эмиграции"). СПб., 1997;
       Умственный склад, личность и воззрения П.Б.Струве // Приложение к кн.: "Patriotica. Политика, культура, религия, социализм". М., 1997;
       Реальность и человек (из серии "Мыслители XX в."; в книгу включены: "Душа человека. Опыт введения в философскую психологию" и "Рельность и человек. Метафизика человеческого бытия"). М., 1997;
       Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М., 1998;
       Непрочитанное... Статьи, письма, воспоминания. М., 2001.

А.П.Алексеев, П.В.Алексеев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:48 UTC