Шершеневич Гавриил Феликсович [01.01.1863-31.08.1912]

Шершеневич Гавриил (Габриэль) Феликсович (01.01.1863-31.08.1912)
       - юрист, социолог.
       Род. в Херсонской губ.
       Окончил юридический факультет Казанского университета. Преподавал сначала в Казанском, а затем (с 1906) - в Московском университете (который покинул в 1911 в знак протеста против реакционных мероприятий министра народного просвещения Касса); в последнее время - в Московском народном университете А.Л.Шанявского.
       Выступал по проблемам философии права. Считал, что прогресс есть постепенное устранение препятствий на пути к счастью, хотя полное его достижение никогда не осуществимо. Важную роль в этом играет организация общества, при которой обеспечивается соблюдение интересов индивидов, в первую очередь, их общих интересов. Эти интересы должны воплощаться в праве, в характере государственной власти. Между интересами индивидов и власти могут возникать (и возникают) несоответствие и конфликт.
       Государственная власть есть сила, а не право, оно может действовать по своему эгоистичному произволу, хотя и не всегда это допускается. Оно устанавливает правовые нормы и обязано их соблюдать или считаться с ними. Государственная власть способна сменить право на произвол. Относительную гарантию от этого дает общекультурный прогресс, в процессе которого чувство законности все более глубоко проникает в психологию людей, в том числе в психологию представителей власти; в таком состоянии подчинение закону становится неотъемлемым свойством общества, обеспечивающим его действительный прогресс.
       В историю русской юридической мысли Шершеневич вошел как "юрист-позитивист".
       * * *
       Исходный пункт концепции Шершеневича - абстракция изолированного человеческого индивида, представляемого носителем важнейшего досоциального качества - инстинкта самосохранения. Последний изображается как первоначальная естественная сила, создавшая всю общественную жизнь и одновременно обусловливающая внутреннюю духовную изолированность членов общественных групп. Понятие "естественного человека" Шершеневич противопоставляет метафизическим обертонам и антропоцентризму классической философии, расчищая таким образом путь в обществознание методам естественных наук и вместе с тем предполагая избежать крайностей индивидуализма и социологического редукционизма: "Общество и индивид стоят друг перед другом как два исконных начала, одновременно дружественных и враждебных" (Общая теория права. Вып.1. С. 136). Сочетание мотивов инстинктивизма и утилитаризма обусловливает картину социальной жизни, упрощенность которой несколько смягчается элементами диалектики общего и особенного, средств и целей.
       Общество - организованная совокупность индивидов, сотрудничающих на почве общности интересов. В социальных соприкосновениях потребности человека усложняются, и само общение постепенно превращается в одну из целей деятельности. Постоянно удлиняющаяся цепь социального опосредовании отражается и закрепляется в комплексной психической детерминации поведения. В меру своей цивилизованности человек альтруистичен, но этот признак вторичен и в конечном счете также определяется эгоизмом.
       Этика Шершеневич утилитарна и гедонистична, ситуативная и нормативная регуляции поведения равно служат принципам пользы и удовольствия. Стремление избежать односторонности при одновременном не менее сильном желании держаться строго в границах данностей опыта оборачивается двойственным результатом. Реалии системной организации социума признаются, но исключительно на уровне бытия отдельных людей: "Нужно признать, что реально существует только индивид и что общежитие являетя только формою индивидуального существования". В то же время принцип "Что реально, то индивидуально" приводит к перенесению на социум признаков индивида, вследствие чего возникает образ "общества-эгоиста".
       В соперничестве эгоизмов побеждают те, на чьей стороне образуется перевес совпадающих интересов. Благо большинства эгоистов и есть благо общества. Последнее начинает пониматься как большинство членов, из которых оно состоит. Социально-философского воззрения Шершеневича ориентированы на правоведение. Поэтому он уделяет особое внимание феномену социальных норм и отграничению юридической регуляции от смежных нормативных комплексов. В самом широком смысле нормативность связана с организованным характером общественной жизни. Говоря более конкретно, социальные нормы выражают и обеспечивают общественный эгоизм. По отношению к отдельному индивиду любые социальные нормы гетерономны, исходят всегда от внешнего социального авторитета: "Нравственный закон не в нас, а вне нас, как и звездное небо". В состав норм включаются диспозиции и санкции. Сущность первых - обязывание, вторых - угроза.
       К правовой области относятся нормы, исходящие от государства и проводимые его властью. Государственная власть суверенна, верховна, неограниченна и неделима. Концепции правового государства Шершеневич не признает; государство стоит над правом и является его источником. Формально-нормативистская концепция права служит установке на изучение явлений правовой жизни безотносительно к реальному содержанию политики, проводимой юридическими средствами. Тем самым, во-первых, ценностный подход намеренно лишается статуса научности и водворяется эмпиристский объективизм; во-вторых, философия права ставится на службу юридической догматике и, в качестве теории позитивного (писаного) права, превращается Шершеневичем в ее философское самосознание.

Г.Ч.Синченко

Соч.:
       Определение понятия о праве. Казань, 1896;
       О чувстве законности. Казань, 1897;
       По поводу книги Вл.Соловьева "Оправдание добра" //Вопросы философии и психологии. 1897. Кн.38;
       История философии права. 2-е изд. СПб., 1907;
       Общее учение о праве и государстве. М., 1908;
       Социология (Лекции). М., 1910;
       Оправдание права //Вопросы философии и психологии. 1911. Кн.106;
       Философия права. T.I. Часть теоретическая. В 2 вып. М., 1910-1911;
       Общая теория права. Вып.1-4. М., 1910-1912.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:42 UTC