Шеншин Афанасий Афанасьевич [05.12.1820-03.12.1892]

Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич [23.11(05.12)1820 - 21.11(03.12)1892]
       - поэт, мыслитель, публицист, переводчик.
       Род. в с.Новоселки Орловской губ.
       В 1835-1837 учился в немецком пансионе г.Верро. Увлечение филологией привело Ф. на словесное отделение Московского университета, который он окончил в 1844. В университете увлекался изучением истории мировой литературы, трудами Шеллинга, Гегеля.
       В 1845-1858 - военная служба с целью получения дворянского звания, что было осуществлено лишь на 54-м году его жизни. (Будучи усыновленным русским помещиком А.Н.Шеншиным, женившимся на его матери - немке Шарлотте Фет, в 14 лет Орловской духовной консисторией Фет был отлучен от рода Шеншиных).
       В 1840 выходит первая книга стихов Фета - "Лирический пантеон", а с 1842 его стихи печатаются уже регулярно на страницах крупных журналах.
       В 1860 Фет начинает создавать помещичье хозяйство в имении Степаново Мценского уезда Орловской губ.; затем,
       в 1877,- более крупном имении Воробьевка в Щигровском уезде Курской губ. Это имение Фет сделал "обителью поэзии", здесь были созданы 4 сборника стихов под общим названием "Вечерние огни". На протяжении многих лет дружеские отношения связывали Фета с А.Григорьевым, Ф.Тютчевым, Л.Толстым.
       Многообразна переводческая деятельность Фета: стихи античных и восточных поэтов, немецких и французских поэтов, трагедий Шекспира. За огромный труд по переводу почти всей римской поэзии Фет был избран Член-корреспондентом императорской АН.
       В конце 70-х годов Фет впервые перевел на русский язык сочинение А.Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (выдержавшее 3 изд.), а в 1886 еще 2 сочинения - докторскую диссертацию Шопенгауэра "О четверояком корне закона достаточного основания" и "О воле в природе".
       Мировоззренческие взгляды Фета в существенной мере определялись философскими установками А.Шопенгауэра; в то же время они проявили его собственное эмоционально-художественное видение мира. Природа-любовь-творчество - вот треугольник, условно очерчивающий и вбирающий в себя пространство фетовской лирики. Она утверждает единство природы вокруг нас и природы души человека. Растворяясь в природном мире, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы, ощущать полное духовное слияние с ней. "Целый день спят ночные цветы,/Но лишь солнце за рощу зайдем/Раскрываются тихо листы,/И я слышу, как сердце цветет" (1885).
       Цветение сердца - символ духовного единения с природой.
       Фет находил себя в психологической лирике, основой которой являлась реалистичность воспроизведения духовного мира человека, живущего среди природы, находящегося в противоречии и взаимосвязи с ней, меняющегося вместе с природой. "Мой дух, о ночь, как падший серафим/ Признал родство с нетленной жизнью звездной/И, окрылен дыханием твоим,/Готов лететь над этой тайной бездной" (1865).
       Лирика Фет дает в гармоническом сочетании и природу, и воспринимающую ее душу, они выступают как равноправные творцы ("Ночь и я, мы оба дышим").
       Фет высоко ценил человеческую личность и считал ее внутренний мир равновеликим всему окружающему человека миру. "Два мира властвуют от века,/Два равноправных бытия:/Один объемлет человека,/Другой - душа и мысль моя". Глубоко почитая Шопенгауэра, Фет, однако, не приемлет основной тезис, трактующий мир как представление. "...Как ни верен... прием изучения внешнего мира, основанный на нравственной единице человека, он тем не менее только прием, нимало не отменяющий внешнего мира" (Фет А.А. Соч. Т.2. М., 1982. С.306.).
       Фет считал свойством человеческого мозга способность познавать окружающий мир, но полагал, что интеллект перерабатывает мир явлений в соответствии со своими способностями и не может отвечать "за действительный мир, о котором ничего знать не может" (там же. С.285). Таким образом, признавая объективность мира и материалистически, в осн. освещая процесс познания, Фет скептически относился к вопросу о достоверности наших знаний. Эта филосовская концепция очень точно прослеживается в его поэзии, отличительной особенностью которой является отражение не столько действительного мира, сколько ощущений индивида, вызываемых этим миром. Великим преимуществом искусства, не доступным, как считал Фет, науке, он называет способность понять сущность жизни как единство и борьбу противоположностей. Не только в живой природе, но и в мироздании в целом Фет видел единство противоположностей, заключающееся в противоречии между вечностью мира и преходящим характером составляющих его явлений. ("Что такое день иль век/Перед тем, что бесконечно?/ Хоть не вечен человек/То, что вечно,- человечно".)
       Из философских построений Фета следует отметить также идею органического соединения государственных и нравственных законов. Если последние находятся в противоречии с первыми, то это неизбежно приводит к общественной дисгармонии. Это глубокое противоречие стало предметом рассмотрения в трактате Фета "Наши корни".
       Мировоззренческие идеи Фета, как и вся его поэзия, являются важной составной частью духовного наследия России XIX столетия.
Соч.:
       Лирический пантеон. М., 1840;
       Записки о вольнонаемном труде//Русский Вестник. 1862, №3;
       Наши корни//Русский Вестник. 1882, №2;
       Вечерние огни. М., 1883-1891. Вып.1-IV;
       Мемуары. Мои воспоминания. ч.1-2. М., 1890;
       Ранние годы моей жизни. М., 1893;
       Полное собрание стихотворений. В 3 т. СПб., 1901;
       Литературное наследство. Т.25-26. М., 1936;
       Полное собрание стихотворений. Л., 1959;
       Сочинения в 2 т. М., 1982;
       Воспоминания. М., 1983;
       Стихотворения, поэмы. Современники о Фете. М., 1988.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:40 UTC