Длугач Тамара Борисовна [19.08.1935]

Длугач Тамара Борисовна (р. 19.08.1935)
       - специалист в области западной философии; доктор философских наук.
       Окончила философский факультет МГУ (1959) и аспирант ИФ АН СССР (1965).
       Работала на кафедрах философии Московского энергетического и 2-го Московского медицинского институтов.
       В настоящее время преподает в Государственном университете гуманитарных наук и на кафедре философии Российской Академии наук. Является ведущим научным сотрудником ИФ РАН.
       Кандидатская диссертация - "Целое и часть как категории диалектической логики" (1965);
       Докторская диссертация - "Философия Дидро и проблемы развития диалектики" (1987).
       Редактор серии "Немецкая классическая философия. Новые исследования", один из экспертов и авторов "Новой Философской Энциклопедии".
       Глобальный интерес лежит в области французской просветительской и немецкой классической философии. Философские идеи связаны с выяснением специфики французского Просвещения: она усматривается в формировании такой важной человеческой способности, как здравый смысл. Не сводясь ни к теоретическому, ни к нравственному, ни к эстетическим способностям, здравый смысл представляет собой проекцию на сферу частной жизни более широкой способности самостоятельного суждения обо всех предметах и явлениях действительности. Благодаря здравому смыслу каждый человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, за все свои поступки и превращается в суверенную личность, составляющую основу демократического общества. В исследовании о французском просветителе Дени Дидро акцент делается на сократических его способностях, благодаря которым за "парадоксами" своих современников он мог открыть своеобразную диалектику Просвещения, став "Сократом Просвещения".
       Немецкая классическая философия анализируется прежде всего в плане ориентации ее на новую науку, когда многие важные черты последней - экспериментальный характер, феноменологический подход, особое понимание пространства и времени, построение идеализованных моделей - отразились в кантовских и фихтевских принципах конструирования и интеллектуальной интуиции, априоризме, понимании теоретического познания как движения от абстрактного к конкретному, от целого к частям у Гегеля. Формируясь как "наукоучение", немецская философия в то же время выходит за эти рамки, включая в свой состав нравственного и эстетического суждения. Фактически речь идет о взаимодействии различных способов разумения. Об этом же речь при рассмотрении взаимодействия немецкой классической и французской просветительской философии.
       Данные исследования находятся в русле идей о логике диалога, разработанных В.С.Библером.
Соч.:
       Дидро. М., 1975 (2-е изд.- М., 1986);
       Человек в мире техники. М., 1978;
       Философия Просвещения и "парадоксы" Дени Дидро // "Вопросы философии" 1984. №8;
       Устремленный к истине //Дидро Д. Монахиня. М., 1984;
       Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И.Кант, И.Г.Фихте). М., 1986;
       Иммануил Кант: от ранних произведений к "Критике чистого разума". М., 1990;
       Подвиг здравого смысла. М., 1995;
       "Д'Аламбер", "Дидро", "Гельвеций" и др. // Новая Философская Энциклопедия. T.I. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:34 UTC