Соловьёв Эрих Юрьевич [20.04.1934]

Соловьёв Эрих Юрьевич (р. 20.04.1934)
       - специалист в области истории западноевропейской философии; доктор философских наук.
       Окончил философский факультет МГУ (1957).
       С 1958 по 1968 - заместитель заведующего отделом современной зарубежной философии журнала "ВФ".
       В 1968-1970 - научный сотрудник Института международного рабочего движения, заведующий сектором социальной психологии и массовых движений.
       С 1970 - в ИФ АН СССР (РАН), в настоящее время - главный научный сотрудник.
       Кандидатская диссертация - "Экзистенциализм и научное познание" (1967).
       Докторская диссертация - "Эпоха ранних буржуазных революций и практическая философия Канта" (1991).
       В 60-е гг. основная область интересов Соловьёв - концепции К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра.
       В противовес расхожему истолкованию экзистенциализма как "филосософского отчаяния и страха", утверждал, что суть этого направления в стоическом сопротивлении пессимизму, рожденному кризисом традиционной буржуазной религии прогресса. Показывал, что критика экзистенциализма предполагает освобождение от провиденциалистского (историцистского) истолкования общественного развития при разработке концепции открытой, ситуативно-подвижной истории. Один из примеров такого понимания истории Соловьёв видит в работах Маркса 1848-1852 ("Вопросы философии" 1968. №5).
       С 70-х гг. Соловьёв занимался изучением нравственных и правовых идей немецкой реформации, подготовил (первую в СССР) научную биографию Лютера. Реформацию он трактует как великий социокультурный переворот, в ходе которого родилась предпринимательская хозяйственная этика, раннебуржуазная правовая и договорная теория государства.
       Другая область исследований, интересующая Соловьёва, - этика и философско-правовое учение Канта. Соловьёв видит в Канте не столько родоначальника немецкой классической философии, сколько крупнейшего завершителя Просвещения, многие идеи которого не были поняты Фихте, Шеллингом и Гегелем.
       Работы Соловьёв последних лет посвящены проблемам прав человека и правового государства. В дискуссиях о путях развития России Соловьёв настаивает на том, что Россия в новых исторических условиях должна повторить духовные, идеологические усилия, которые обеспечили становление гражданского общества, правовой системы и рентабельной экономики в странах Запада.
       В работах Соловьёва рассматриваются также методологические проблемы биографического, ситуационно-исторического анализа, комплексного изучения ключевых эпох духовного развития, а также вопросы философской теории личности.
Соч.:
       Экзистенциализм. Критический очерк // "Вопросы философии" 1966. №12. 1967. №1;
       Экзистенциализм и научное познание. М., 1966;
       Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. [В соавт.] // Философия и наука. М., 1972;
       Церковь, государство и право в эпоху ранних буржуазных революций. М., 1983;
       Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1990;
       И.Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

<1994>

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:32 UTC