Каменский Захар Абрамович [25.08.1915-03.12.1999]

Каменский Захар Абрамович (25.08.1915-03.12.1999)
       - специалист в области истории философии и методологии философского познания; доктор философских наук, профессор
       Род. в Луганске.
       Будучи сыном крупного партийного работника, репрессированного в конце 30-х гг., он сумел закончить философский факультет МИФЛИ (1938), аспирант МГУ (1941).
       Накануне войны защитил под руководством профессора В.Ф.Асмуса кандидатскую диссертацию о П.Я.Чаадаеве и был направлен на работу в сектор истории философии. Отсюда он в составе народного ополчения ушел добровольцем на фронт, в боях под Москвой был тяжело ранен и после демобилизации в 1942 продолжил работу в ИФ АН.
       Каменский был подвергнут ожесточенной травле за бескомпромиссное выступление на дискуссии 1947 и ряд статей по истории русской философии, противоречащих ее квазипатриотической трактовке.
       Его докторская диссертация не была допущена к защите, а в 1949 он был уволен из института и надолго отлучен от научной деятельности.
       В 1951-1957 преподавал логику в средней школе.
       В 1957-1968 - старший научный редактор, затем заведующий редакцией философии издательства "Советская Энциклопедия", издававшего "ФЭ".
       С 1968 - старший научный сотрудник, консультант ИФ РАН.
       Докторская диссертация - "Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалистическая школа)" (1966).
       Ответственный редактор, автор вступительных статей, составитель и комментатор трудов "Русские эстетические трактаты первой трети XIX века" (Т.1-2, М., 1974), "П.Я.Чаадаев. Полное собрание сочинений" (Т.1-2, М., 1991).
       В работах Каменского рассматриваются вопросы об онтологическом статусе философии и истории философии; исследуются этапы развития русской философии в XIX в. Согласно развиваемой К. концепции, русская философия первой половины XIX в. развивалась в руслах противостоящих друг другу направлений - Просвещения (с ее деистическо-материалистической и диалектико-идеалистической школами) и официальной религиозности; к концу этого периода сформировались философия революц.ионного демократизма и неортодоксальной религиозности (славянофильства).
       В области пропедевтики философии и истории философии Каменский обосновывал идею, что философия, возникнув как наука о формах всеобщего в его структуре и с функцией их выработки, всегда пребывала и остается таковой. История философии как процесс является историей проникновения человеческой мысли в этот предмет; как историография - воспроизведением этого процесса в сознании; как наука - учением о закономерностях историко-философского процесса, формах и методах его исследований.
       В последнее время занимался историей советской философии.
Соч.:
       Киреевский И.В. // ФЭ. Т.2. М., 1962;
       Вопросы методологии историко-философского иссл. // "Философские науки" 1970. №1;
       Философские идеи русского Просвещения. М., 1971;
       Хомяков Л.С. // ФЭ. Т.5. 1971;
       Из истории разработки методологии историко-философского исследования советскими философами // История общественной мысли. М., 1972;
       О некоторых специальных способах исследования философской школы // Проблемы методологии историко-философского исследования. Вып.1. М., 1974;
       Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. Т.1-2. М., 1974;
       Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., 1980;
       Московский кружок любомудров. М., 1980;
       Всеобщее как предмет философии // Проблемы всеобщего в марксистской философии. Челябинск, 1982;
       Н.И.Надеждин. М., 1984;
       Методология историко-философского исследования (проект систематизации) // Методологические проблемы историко-философской науки. Воронеж, 1986;
       Маркс и некоторые проблемы истории философии как науки // Проблемы марксистско-ленинской методологии истории философии. М., 1987;
       Парадоксы Чаадаева // П.Я.Чаадаев. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1. М., 1991;
       Т.Н.Грановский. М., 1988;
       Философская дискуссия 1947 года (преимущественно по личным воспоминаниям) // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследований. М., 1991;
       История философии как наука. М., 1992;
       Умирает ли философия? //В. РАН. 1994. №4;
       Философия как наука. М., 1995;
       А.И.Галич. М., 1995;
       Философской энциклопедии 25 лет // "Вопросы философии" 1996. №1;
       Утраченные иллюзии // "Вопросы философии" 1997. №7;
       Прерывалось ли развитие философии в Советской России? // Отечественная философия. Мысль и власть в эпоху моноидеологизма. М., 1997;
       Шеллингианская школа диалектического идеализма в русской философии начала XIX века // Философия Шеллинга в России. СПб., 1998;
       Социально-экономические реформы в России (1992-1996) //Правила игры. 2000. №3;
       Критика программы и хода реформ (1992-1996) // Правила игры. 2000. №4;
       Вступительная статья и комментарии // Н.И.Надеждин. Соч. Эстетика. Философия. СПб. 2000;
       История философии как наука в России XIX-XX веков. М., 2001;
       История философии как науки в России XIX-XX веков // М., 2001.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:26 UTC