Щербатской Фёдор Ипполитович [01.10.1886-18.03.1942]

Щербатской Фёдор Ипполитович [19.09(01.10).1866-18.03.1942]
       - исследователь буддийской философии.
       Род. в Кельце (Польша), где в то время служил его отец.
       Окончил Царскосельскую гимназию (1884) и историко-филологический факультет Петербургского университета (1889). Был оставлен в университете для подготовки к профессуре по индологии, командирован в Вену для дальнейшего совершенствования знаний.
       Вернулся в Россию в 1893. Позднее выезжал в Бонн для изучения буддийской философии.
       В 1900 стал приват-доцентом кафедры санскритологии.
       В 1910 совершил путешествие в Индию.
       В 1918 избран действительным членом Российской академии наук.
       В 1928-1937 возглавлял созданный им институт буддийской культуры.
       Место смерти - Боровое Акмолинской обл.
       Всемирная известность пришла к Щербатскому благодаря его исследованию теории познания и логики буддизма, изложенным в труде "Теория познания и логика по учению позднейших буддистов", который был опубликован в 2-х частях в 1903-1909.
       В 1923 в Лондоне на английском языке вышел в свет его труд "Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма"", выяснявший истинный смысл "дхармы" как ключевого термина буддийской философии. Щербатской разработал периодизацию развития буддиского мировоззрения, осуществил сравнительный анализ буддийской, античной и европейской логики, показал связь первой с теорией познания буддизма, заложил основы сравнительных исследований индийской и европейской философии.
       Большой научной заслугой Щербатского является экспликация важнейших категорий буддийской философии - "дхармы" и "нирваны". По мнению Щербатского, "понятие о дхарме - центральный пункт буддийского учения. В свете этого понятия буддизм раскрывается как метафизическая теория, развившаяся из одного основного принципа - идеи, что бытие (существование) является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Эти элементы под термином dharma имеют соответствующее значение, данное им лишь в этой системе. Буддизм соответственно может быть охарактеризован как система радикального плюрализма... Нравственное учение о пути к конечному освобождению не является чем-то добавочным или чуждым этому онтологическому учению, оно тесно связано с ним и действительно однородно с ним". ("Центральная концепция буддизма и значение термина "дхарма"". С. 169-170).
       Исследуя буддийскую концепцию нирваны, Щербатской доказал существенные различия в понимании нирванического состояния в разных школах буддизма, сумел вскрыть интересные параллели между индийскими и европейскими методами философского познания бесконечных объектов (бога, нирваны, мира, сознания). Исследуя традицию буддийской логики, Щербатской пришел к выводу, что она "не принимала ничего, кроме изменчивого потока преходящих явлений и их конечного вечного успокоения в нирване. Согласно буддистам, реальность является динамичной, а не статичной, но, с другой стороны, реальность представляется в логике как нечто, стабилизированное в понятиях и именах. Конечная цель буддийской логики - объяснение отношения между динамичной реальностью и статичными конструкциями мысли" ("Буддийская логика". С.55).
Соч.:
       Логика в Древней Индии //Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1902. Т.14. Вып.З;
       Буддийский философ о единобожии // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. СПб., 1904. Т.16. Вып.1;
       Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. ч.1-2. СПб., 1903-1909;
       Учение о категорическом императиве у брахманов // Сборник музея антропологии и этнографии при Российской академии наук. Пг., 1918. Т.5. Вып.1;
       Философское учение буддизма. Пг., 1919;
       К истории материализма в Индии // Восточные записки Ленинградского института живых восточных языков. 1927. Т.1;
       Buddhist logic. V. 1-2. Leningrad, 1930-1932;
       Избранные труды по буддизму. М., 1988;
       Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. ч.1. "Учебник логики" Дхармакирти с толкованием Дхармоттары. СПб., 1995;
       Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. ч.2. Источники и пределы познания. СПб., 1995.

А.В.Иванов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:14 UTC