Лосский Владимир Николаевич [07.06.1903-07.02.1958]

Лосский Владимир Николаевич [25.05(07.06).1903-07.02.1958]
       - специалист по средневекой философии, богословию, церковной истории.
       Род. в Геттингене. Сын Н.О.Лосского.
       В 1920 поступил в Петроградский университет, учился на историко-филологическом факультете.
       В 1922 вместе с семьей вынужден был покинуть Россию. Продолжил обучение в Праге. Занимался в семинаре у Н.П.Кондакова, известного византолога и искусствоведа. Затем переехал в Париж. Окончил Сорбонну (1927).
       Занимался научно-исследовательской работой и преподавал богословие в Париже в институте Св. Дионисия.
       В 1928 стал членом Православного братства имени св. патриарха Фотия, учрежденного для утверждения православия во Франции. С этого времени Лосский становится активным защитником канонического единства Русской церкви, начинают выходить его богословские труды. Во время Второй мировой войны вступил в ряды Французского Сопротивления, был в фашистском концлагере.
       В декабре 1944, после освобождения Франции, в Париже был создан Французский православный институт, в котором Лосский несколько лет вел курсы догматического богословия и церковной истории. Один из руководителей Содружества им. святых Албания (первого английского мученика) и Сергия Радонежского, созданного для поиска путей к глубокому и плодотворному диалогу между православной и англиканской Церквами.
       В последние годы своей жизни преподавал на Пасторских курсах при западноевропейском Патриаршем Экзархате, в 1956 посетил СССР.
       Скончался в Париже.
       Лосский дал глубокий анализ теологических и философских учений греческих отцов Церкви, существенные мотивы которых были унаследованы русской философии (и русским мировоззрением в целом) благодаря православию. Он реконструирует характерную для греческой патристики онтологию личности, трактовку отношений человека и Бога (в частности, сравнивая роль понятий заслуги в западной теологии и соработничества, синергии - в восточной); показывает значение идеи обожения человека и мира; раскрывает глубокий смысл апофатического (отрицательного) метода познания, стремящегося "познать Бога не в том, что Он есть (то есть не в соответствии с нашим тварным опытом), а в том, что Он не есть". Перу Лосского принадлежит одно из лучших исследований мистической традиции Восточной Церкви. Только посредством духовно-мистического познания ("гносиса"), считает он, возможно "созерцание Божественного света пресвятой Троицы; это - полнота сознания... и вхождение в жизнь вечную" ("Очерк мистического богословия Восточной Церкви").
       Для Лосского характерна метафизическая неудовлетворенность построениями русских философов - представителей поколения его отца. В его исследованиях выявляются богатые возможности византийской метафизики, отвечающие потребностям русского мировоззрения.
Соч.:
       Спор о Софии. Париж, 1936 (М., 1996);
       Essai sur la theologie mystique de TEglise d'Oiient. Paiis, 1944 (Русский перевод: Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Богословские труды. №8. 1972; Там же перевод французских лекций по догматике);
       The meaning of Icons (in collaboration with L.Uspensky). L., 1947;
       La vision de Dieu. 1961;
       Св. Иоанн Дамаскин и византийские учения о духовной жизни. Париж, 1968;
       Апофаза и троическое богословие. Богословие образа. Богословское понятие человеческой личности // Богословские труды. 1975. №14;
       Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991;
       Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996.

И.Ю.Алексеева

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:51:08 UTC