Степпун Фёдор Августович [02.03.1884-23.02.1965]

Степун (Степпун) [псевд. Н.Лугин] Фёдор Августович [19.02(02.03), по др. источникам - 06(18).02.1884-23.02.1965]
       - философ, историк, социолог культуры, литератор, теоретик искусства.
       Род. в Москве.
       Предки его происходили из Германии и Литвы.
       Отец был владельцем писчебумажных фабрик. Через три года после его рождения семья переехала в имение недалеко от Калуги.
       По окончании московского реального училища год отбывал воинскую повинность в Коломне. Для продолжения прерванного образования в 1902 выехал в Германию. В продолжении 7 лет изучал в Гейдельбергском университете философскую историю, политэкономии, государственное право, историю искусств и литературы.
       Защитил докторскую диссертацию "Владимир Соловьев".
       В 1910 вернулся в Россию. Один из организаторов издания международного ежегодника по философии культуры "Логос". В качестве члена "Бюро провинциальных лекторов" выезжал во многие города России для чтения лекций. В связи с началом войны мобилизован в армию в чине прапорщика. После Февральской революции - фронтовой представитель во Всероссийском Совете рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, затем начальник политического управления военного министерства Временного правительства.
       В начале Гражданской войны призван в Красную армию, ранен.
       В 1919-1920 - литературный и художественный руководитель "Показательного театра Революции" в Москве. Снят с работы из-за расхождения с концепцией классовой (пролетарской) культуры.
       Редактор сборника "Шиповник" (1922).
       Читал лекции в театральных студиях по вопросам театра.
       В 1922 выслан из России. Участвовал в деятельности Религиозно-философской академии. Соредактор сборника "Логос" (1925-1928). Преподавал в высших учебных заведениях Германии.
       В 1926 выбран на кафедру социологии Дрезденского университета, от которой в 1937 был отстранен нацистами, запретившими ему также писать и выступать публично.
       В 1931-1939 участвовал в издании журнала "Новый Град".
       С 1946 - в Мюнхене, профессор по истории русской мысли и культуры. По словам Штаммлера, "он был одним из самых блестящих лекторов, когда-либо читавших в Мюнхенском университете".
       Степун писал о себе: "Кроме литовской и немецкой крови, есть во мне еще и французская, и шведо-финская. В моем субъективном ощущении это этническое богатство ни в малейшей степени не умаляет моей русскости, которой я обязан длительной жизни в деревне" (Автобиографический очерк // Старые - молодым. Мюнхен, 1960. С.91).
       К 80-летию С. правительство ФРГ наградило его высшим знаком отличия.
       Умер в Мюнхене.
       Формирование философских взглядов Степуна проходило под влиянием Вл.Соловьева, символизма, неокантианства, немецкого романтизма (особенно Шлегеля и Новалиса) и мистицизма (Плотика, Мейстера Энхарта, Шеллинга, Рильке) и вполне завершилось в 1910, когда в сборнике "О мессии. Очерки по философии культуры" (Лейпциг, 1910) появилась его статья "Трагедия творчества (Фр. Шлегель)". В ней Степун предпринял первый набросок своей филосовской культуры, стержнем которой стала формулировка противоречия между душевно-духовным планом личности (жизнью) и объективированными в процессе творческими ценностями (культурой). [М.Галахтин. РЗ. С.598]. Его истолкование творчества связано с соловьевской трактовкой жизни как положительного всеединства духа и близко к идее объективации Н.Бердяева.
       * * *
       Каждый человек, утверждал Степун, пребывает в двойственности: он то, что он есть и он есть как идеал, "дан себе как хаос и задан себе, как космос" ("Основные проблемы театра". С.16), отсюда дуализм человеческого сознания и жизни, содержание которой - непрерывная борьба. Жизнь для С. суть воплощение всеединства духа, не поддающееся законам формальной логики (прослеживается связь с идеей всеединства у Вл.Соловьева). Разум и душа причастны трагедии человеческой жизни и в то же время они не являются синонимами зла и добра как у Достоевского, но лежат в сфере добра. Человеческий индивид занимает особое место в "бытийности" - это "космическая середина", "страж ворот неба и земли". Трагедия жизни порождает трагедию творчества, концепция которого является важнейшей частью философии Степуна.
       Творческий процесс для Степуна - особая форма "объективации", путь борьбы и жертвы. Носитель творчества - целостный индивид, актуализировавший "рассыпающееся богатство и строящееся единство" своего сознания-бытия, и в этом смысле само творчество выступает в космологическом и нравственно-эстетическом аспекте.
       Творчество - особое искусство, доступное далеко не каждому сознанию. Нетворческое сознание возможно в двух формах: "мещанское", имитирующее жизнь, противоречивое ("футляр) умерших чувств") и мистическое, религиозное, осуществляющее божественное предначертание, гармонически сочетающее обыденную и возвышенно-мистическую части; но обыватели и мистики при всех условиях остаются врагами культуры. Критерием истинности философских учений С. считает подлинность внутреннего опыта их творцов: "я исхожу из самоанализа и стремлюсь не к исторически верному, но лишь к внутренне точному"; научно-философский дискурс не имеет никакого отношения к истине, если не имеет отношения к духовному бытию. Кроме того, любая истина "укреплена в дотеоретической сфере" и представляет собой "оличенную страсть", что и является критерием эстетич. объективности.
       В концепции культуры Степуна прослеживаются экзистенционально-эстетические мотивы: подлинная жизнь культуры - жизнь произведения искусства, которое создали люди "катастрофического сознания и трагических путей". "Фаустовская душа" европейской культуры, вращавшаяся, по мнению Степуна, вокруг "религиозной вертикали", вырождаясь, превращается в "горизонтальную ось" атеистической цивилизации, начинается бескрылое движение на бесконечных "проблемных путях" эволюции, утрачивается "органическое чувство бытия", машина обезличивает человека. Дух "катастрофических эпох" прерывает иллюзорное бытие. Россия, считает С, призвана реализовать "религиозный дух катастрофического искусства", при этом национальное русское творение суть трагическая русская революция. Когда революция сбросит "символическую и утонченную" свою форму, поднявшись до духовной реальности, она станет непревзойденным творческим продуктом, подлинным искусством. Экзистенциональная эстетика русской революции лучше всего раскрывается в литературной критике Степуна и связана с произведениями А.Блока, А.Белого, Вяч.Иванова, Л.Толстого, Ф.Достоевского.
Соч.:
       Из писем прапорщика-артиллериста. М., 1918 (Прага, 1926);
       Трагедия творчества //Логос. М., 1910. Кн.I,
       Трагедия и современность // Шиповник. I. М., 1922;
       Освальд Шпенглер и Закат Европы // Н.А.Бердяев и др. Освальд Шпенглер и Закат Европы. М., 1922;
       Жизнь и творчество. Берлин, 1923;
       Природа актерской души. М., 1923;
       Основные проблемы театра. Берлин, 1923;
       Мысли о России //Современные записки. Париж, 1923-1929;
       Николай Переслегин. Философский роман в письмах. Париж, 1929;
       Идея России и формы ее раскрытия // Новый Град. Париж, 1934. Кн.8;
       О свободе // Новый Град. Париж. 1938. Кн.13;
       Бывшее и несбывшееся. Т.1-11. Нью-Йорк, 1956;
       Theater und Film. Мюнхен, 1953;
       Автобиография. Старые-молодым. Мюнхен, 1960;
       Dostojewski und Tolstoi; Christentum und soziale Revolution. Мюнхен, [1961 ];
       Das Antlitz Russlands und das Gesicht der Revolution. Мюнхен, [1961 ];
       Der Bolschewismus und die christliche Existenz. 2 Aufl. Мюнхен, 1962;
       Mystische Weltschau. Мюнхен, 1964;
       Встречи и размышления. Избранные статьи. Лондон, 1992;
       Портреты. СПб., 1999;
       Чаемая Россия. СПб, 1999; Соч. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:50:32 UTC