Зеленогорский Фёдор Александрович [__.__.1839-__.__.1909] {(1839г.-1909г.)}

Зеленогорский Фёдор Александрович (1839-1909)
       - философ (историк философии).
       Род. в Горбатовском уезде Нижегородской губ., сын священника.
       Относительно рано сформировался его самостоятельный подход к вопросам мировоззрения. На выпускном экзамене в семинарии после ответа Зеленогорского на вопрос по Священному Писанию ревизор из местного высшего начальства выразил крайнее неудовольствие. В результате Зеленогорский (как он пишет сам в "Автобиографии") был снесен во второй разряд в списке с пометкой: "Сносится во второй разряд за то, что при ответе на экзамене по Священному Писанию говорил ложь и эту ложь подтверждал Священным же Писанием; вообще видно, что он вольного духа".
       Поступил в Казанскую Духовную академию. Здесь он расширял свои познания по философии, полученные еще за годы учебы в семинарии, "рассчитался", в частности, с материализмом (бюхнеровского типа). Его стремление к подлинной философии сказалось в том, что он после двух лет учебы в Духовной академии, оставил ее и перешел в Казанский университет (в 1864) на историко-филологический факультет. По окончании университета был прикомандирован к нему с целью подготовки к профессорскому званию по кафедре философии.
       В 1870 защитил диссертацию на тему "О методологических приемах философского мышления Платона". Подготовил (в Петербурге) магистерскую диссертацию - "Учение Аристотеля о душе в связи с учением о ней Сократа и Платона" (1871).
       Был командирован на два года за границу.
       В 1873 в Варшавском университете защитил магистерскую диссертацию.
       С начала 1874 - доцент кафедры философии Харьковского университета.
       В 1878 защитил в Московском университете докторскую диссертацию.
       Экстраординарный, затем (1882) ординарный профессор.
       Изучал Гартмана, Шопенгауэра, Ланге и др. Обратился к анализу взаимоотношения опытного и теоретического в науке, развития философии и научных методов. Это изучение привело, в частности, к выводу, что метод Декарта есть научный и эффективный. Еще более значима была метафизика Лейбница.
       Зеленогорский не был склонен видеть в новоевропейской философии в качестве ведущих метафизиков Ф.Бекона и Декарта, но выдвигал на передний план именно Лейбница. Лейбниц более других соответствовал самостоятельности и саморазвитию индивидуума. Декарт хотя и представлял научный рационализм, однако был приверженцем дуализма, вырождавшегося в пантеизм и материализм. Философия Декарта полнее связывала науку и психологию.
       Зеленогорский напечатал сочинение, посвященное анализу психологии Декарта. Пришел к выводу о господстве детерминизма в области психики. Его интересовали также проблемы развития и идея прогресса. Несколько позже он перешел к античной тематике, к изучению истории античной философии. Особенно привлекало его учение Платона и Аристотеля о "божественном уме" и "целесообразности в природе". В последние годы анализировал связь философии с педагогикой, психологией, логикой - с целью улучшить преподавание логики в гимназиях.
Соч.:
       Учение Аристотеля "О душе" в связи с учением о ней Сократа и Платона. СПб, 1871;
       О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства. Харьков, 1877;
       Ответ профессор Троицкому: По поводу критического разбора книги "О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства". Харьков, 1879;
       Очерк развития психологии с Декарта до настоящего времени. Харьков, 1885;
       Теория словесности. Курс первый: Проза. Харьков, 1887;
       Из истории греческой философии //Вера и разум. 1890. №1;
       Идеи и диалектика по Платону // Вера и разум. 1890. №7, 8;
       Греческие трагики и софисты. Литературно-философское движение в Афинах после персидских войн // Вера и разум. 1890. №10, 11;
       Циники. Психологический, моральный и социальный этюд // Вера и разум. 1891. №3;
       Аристипп Киренский, основатель гедонизма // Вера и разум. 1892. №10;
       Влияние натурфилософии Шеллинга на профессоров Харьковского университета. Харьков, 1893;
       Общая характеристика движения философии в последние три века в ее главнейших направлениях. Харьков, 1893;
       Философия Г.С.Сковороды, украинского философа XVIII столетия // Вопросы философии и психологии. 1894. Кн.23, 24;
       Памяти Г.С.Сковороды. Харьков, 1895;
       Очерки из истории древней философии. Харьков, 1908 (рукописный, литография);
       О методах исследования и доказательства. М.,1998 (сб. работ 3.).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:50:28 UTC