Лопатин Лев Михайлович [13.06.1855-21.03.1920]

Лопатин Лев Михайлович [01(13).06.1855-21.03.1920]
       - философ и психолог.
       Род. в Москве, в дворянской семье. Близкий друг Вл.Соловьева и кн. С.Н.Трубецкого.
       Окончил в 1879 историко-филологический факультет Московского университета.
       Год работал учителем русского языка в одном из реальных училищ.
       Был принят в Московский университет, где сдал магистерские экзамены и начал читать лекции по философии в качестве приват-доцента.
       Две его диссертации составляют два тома книги "Положительные задачи философии" (1886 и 1891).
       Профессор Московского университета. Активно участвовал вместе с Н.Я.Гротом в создании Московского Психологического общества (являлся его председателем с 1899), а также первого в России философского журнала "Вопросы философии и психологии", был его редактором.
       В 1917 деятельность общества и издание журнала прекращаются, Лопатин вынужден уйти из университета.
       В 1920 скончался в Москве от истощения.
       В философии принадлежал к персоналистам. Огромное влияние на него оказали Лейбниц, Лотце, а также Вл.Соловьев и А.Шопенгауэр.
       Лопатин стремился доказать неизбежность метафизики, установить ее понятие и область. "Я обращаюсь к старому спору, который уже столько раз провозглашали разрешенным окончательно, я выступаю защитником умозрительной философии,- того, что принято называть метафизикой,- я стараюсь показать, что на чистом разуме основанное учение о существующем возможно и необходимо" (Положительные задачи философии. T.l. М., 1911. C.XXI-XXII). Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. В плане раскрытия существа и структуры умозрительной философии значительный интерес представляют статьи Лопатина "Научное мировоззрение и философия" и "Аксиомы философии", опубликованные в 1903 и 1904. Эти статьи являлись своеобразным ответом на статью В.И.Вернадского "О научном мировоззрении".
       С одной стороны, Лопатин защищает Вернадского в том, что касается существования "научного мировоззрения", являющегося как бы промежуточной познавательной конструкцией между частными науками о природе и философии (здесь можно усмотреть нечто, подобное современной "научной картине мира" или "натуралистского мировоззрения", но только непосредственно не завершаемого философии). Лопатин видит заслугу В.И.Вернадского в вычленении и анализе этого мировоззрения, существующего уже давно в сфере культуры.
       С другой стороны, Лопатин высказывает свое несогласие с Вернадским в том, что касается существа философии. Он не принимает тезиса, будто умозрительная философия не имеет объективных истин, будто все ее содержание личностно, субъективно. Конечно, в философии имеется немало субъективно-личностного, недостоверного. Но есть и достоверные истины, в гносеологическом отношении равноправные с естественно-научными истинами. Таковыми являются истины, в которых фиксируется факт существования внешнего мира, наличие закона причинности, признание нашего собственного бытия как сознающих существ и т.п. Они (эти положения) относятся именно к философии, а не к "научному мировоззрению" или к какой-то одной частной науке и обладают истинностным характером.
       Вывод Лопатин таков: "Действительно, существуют общепризнанные философские истины, притом обладающие непосредственно убедительным, аксиоматическим характером. Сомневаться в этих истинах можно, но от них нельзя серьезно отказаться. Поэтому их по справедливости можно назвать аксиомами философии. В этом особенность философии, общая у нее с математикой, что в ней есть аксиомы, т.е. общепризнанные и общепонятные положения, хотя это редко желают заметить даже сами философы. Напротив, в науках опытных едва ли можно говорить о каких-нибудь общих положениях, непосредственно убедительных для каждого ума: едва ли их возможно указать в физике, химии или биологии... Существование философских положений аксиоматического характера вовсе не избавляет от совершенной необходимости их умозрительного анализа, установления их действительного смысла, их рационального оправдания против возможных нападений скептицизма" (Научное мировоззрение и философия // Аксиомы философии. 1996. С.313).

П.В.Алексеев

       * * *
       Онтология занимает, по Лопатин, важное место в системе умозрительной философии. Она задает ориентиры для нравственных актов. В умозрительной философии заложены и предпосылки к решению вопроса о свободе воли. Всякое одушевленное существо в своей деятельности направляется общими стремлениями, которые находятся к частным действиям в отношении творчества, а не механическом. В этом заключается свобода, отделяющая все живое от мира бездушного. Усилиями нашей воли прирожденные стремления получают определенность и сознательность (ИНФ. С.573).
       По мнению Лопатина, проявления психической жизни изменяются каждую секунду: все, что происходит во времени, носит характер "непрерывного исчезновения". Однако "Я", которое переживает психические процессы, остается идентичным самому себе, ибо оно является сверхвременной субстанцией. Если бы не было субстанции, мир был бы расколот на несколько кратковременных миров, не связанных друг с другом. Субстанция лежит в основе явления, поэтому она не может исчезнуть и переходит в дальнейшие процессы, связанные реальными связями, как, например, причинная зависимость, которую Лопатин понимает как сотворение явлений сверхвременными субъектами (Л., "ИРФ". С.209).
       С точки зрения Лопатина, мир представляет собой совокупность сверхвременных, внутренних активных центров - живых монад; каждая из них - единство субстанции и силы, субъекта и процесса; абсолютная причина этих конечных динамических субстанций - Бог. Человек созерцает не объективную внешнюю действительность, а лишь ее подобие. Б.В.Яковенко, высоко оценивая роль Лопатина в русской философии, говорил, что Лопатин "первый в России дал образец истинно научного отношения к философским вопросам, первый у нас попытался вырвать философскую мысль из цепких рук посторонних влияний и поставить на собственные ноги".
Соч.:
       Опытное знание и философия //Русская мысль. 1881. Кн.5, 9;
       Вера и знание // Русская мысль. 1883. Кн.9;
       Положительные задачи философии. ч.1. Область умозрительных вопросов. М., 1886;
       Нравственное учение Шопенгауэра // Труды Московского Психологического общества. Вып.1. М., 1888;
       История древней философии. М., 1888;
       Вопрос о свободе воли. М., 1889;
       Критика эмпирических начал нравственности // Вопросы философии и психологии. Кн.З. 1890;
       Нравственное учение Канта // Вопросы философии и психологии. Кн.4. 1890;
       Понятие о душе по данным внутреннего опыта // Вопросы философии и психологии. Кн.XXXII. 1896;
       Спиритуализм как психологическая гипотеза // Вопросы философии и психологии. Кн.XXXVIII. 1897;
       История древней философии. М., 1901;
       Психология. М., 1902;
       Научное мировоззрение и философия // Вопросы философии и психологии. 1903. Кн.69(4), 70(5); 1904. Кн.71(1);
       История новой философии. ч.1. От эпохи Возрождения до Канта. М., 1905;
       Князь С.Н.Трубецкой и его общее философское миросозерцание. М., 1906;
       Настоящее и будущее философии. М., 1910;
       Философские характеристики и речи. М., 1911;
       Положительные задачи философии. ч.1-2. 2-е изд. М., 1911;
       Лекции по истории новой философии. ч.1. М., 1914;
       Неотложные задачи современной мысли // Вопросы философии и психологии. Кн.136. 1917;
       Философские характеристики и речи. М., 1995;
       Аксиомы философии. М., 1996

А.П.Алексеев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:50:24 UTC