Кантор Карл Моисеевич [22.12.1922]

Кантор Карл Моисеевич (р. 22.12.1922)
       - специалист в области философии культуры и истории, эстетики; кандидат филологических наук.
       Род. в Буэнос-Айресе (Аргентина), с 1926г. живет в Москве.
       Участник Великой Отечественной войны.
       Окончил философский факультет МГУ (1952).
       В 1953-1957 преподавал философию в Гидромелиоративном институте.
       Кандидатская диссертация - "Теоретические проблемы технической эстетики" (1964).
       Один из основателей возрождения отечественной традиции в области исследования промышленного искусства, технической эстетики, а также современных проблем дизайна и маркетинга.
       В 1965-1967 возглавлял (по совместительству) лабораторию теорий технической эстетики ВНИИТЭ.
       С 1971 - в институте Международного рабочего движения АН СССР (позднее переименован в институт сравнительной политологии РАН).
       Работы Кантора имеют общее теоретическое основание, которое он разработал в последние годы. Он вводит понятие "парадигмы всемирной истории" как парадигмы истории культуры в ее движении к свободе индивида, уточняя его другим понятием - "паттерна", т.е. проекта конкретных культурно-исторических типов. Есть паттерны истории западноевропейской, российской и др. С его точки зрения, нет общества - ни русского, ни западноевропейского, ни китайского,- в котором бы укоренялся лишь один тип паттерна. Тип культуры связан с определенным народом и формируется в процессе жизнедеятельности определенного общества, этноса, народа. Но он обладает способностью перемещаться в другие общества, входить в них наряду с другими паттернами, которые в нем укоренены.
       Кантор выделяет три фундаментальных типа патернальной культуры: персоноцентрический, социоцентрический и смешанный. В российской культуре доминирует смешанный - персоно-социоцентрический. Если парадигмальность в культуре может быть понята как ее изменчивость, способность к развитию, выходу за однажды достигнутые пределы, то патернальность культуры есть выражение ее наследственности. Процесс же исторического развития протекает во взаимодействии трех патернальных типов культуры и парадигмальной культуры. Парадигма всемирной истории, в отличие от движения доистории, не может быть реализована без парадигмальных проектов (как пример - иудео-христианская религия).
Соч.:
       Красота и польза. Социологические проблемы материально-художественной культуры. М., 1967;
       Экология и прогресс // "Вопросы философии" 1977. №8;
       Философия и культура // "Вопросы философии" 1977. №7;
       Делай что хочешь - твори добро // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1989;
       Два проекта всемирной истории // "Вопросы философии" 1990. №22;
       Тысячеглазый Аргус (Искусство и культура. Искусство и религия. Искусство и гуманизм). М., 1990;
       История против прогресса. Опыт культурно-исторической генетики. М., 1992;
       Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм (к проблеме - социокультурных взаимоотношений России и Германии) //"Вопросы философии" 1995. №12;
       О глобальном кризисе истории в социокультурном измерении // Полис. 1996. №3;
       Четвертый виток истории // "Вопросы философии" 1996. №8;
       Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории// "Вопросы философии" 1997. №3;
       Свободная личность как идеал культуры // Свободная мысль. 1997. №10.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:50:20 UTC