Доля Валентин Егорович [01.01.1934]

Доля Валентин Егорович (р. 01.01.1934)
       - специалист по истории русской и украинской философии и религиоведению; доктор философских наук, профессор
       Род. в г.Кустанай (Казахстан).
       Окончил философский факультет ЛГУ (1956).
       С 1958 преподавал философию во Львовском медицинском институте (с 1966 по 1996 в должности заведующего кафедрой).
       С 1997 - заведующий кафедрой философии Московского государственного университета пищевых производств.
       Кандидатская диссертация - "Критика православного нравственного богословия" (1964).
       Докторская диссертация - "Критика теологического понимания свободы" (1974).
       В работах Доля рассмотрена трактовка свободы (аксиологический аспект) в метафизике всеединства (софиологии) и русском экзистенциализме; у софиологов вскрывается тенденция подчинения человеческой свободы всеединству, даже добровольного отказа от нее во имя соборности, органического целого, "симфонических личностей" и т.п., у экзистенциалистов выявляется отношение к свободе как к самодостаточной ценности, иррациональной, изначально амбивалентной способности выбора как добра, так и зла (1973); анализируется феномен мировоззренческого сознания применительно к национальным формам философскогознания (1980, 1985); Доля исследуются также образы национальной философии в современной украинской культурологической рефлексии; согласно этой рецепции, в русском типе философствования доминируют идеи соборности, "цельного знания", признание исключительной ценности православия, двойственное отношение к европеизму (1992, 1993); для украинского же типа характерны персонализм и "кордоцентризм" (1992, 1996); наряду с греко-православной ориентацией в нем представлена и униатско-католическая; его этноментальные основания - чисто европейские; если в русской историософии мессианистская тенденция выступает как этатистская идеологема Москвы - третьего Рима, то в украинском - как идея национальной религиозной миссии преодоления раскола в мировом христианстве, культурологического синтеза его западных и восточных ветвей (1995, 1996).
Соч.:
       Критика теологического понимания свободы. Львов, 1973;
       Теоретико-познавательный и психологический аспекты формирования научного мировоззрения. [В соавт.]. Киев, 1980;
       Иллюзия духовности. Львов, 1985;
       Проблемы развития философской мысли Украины в трудах Д.Чижевского. Львов, 1992;
       Русская идея в зеркале украинской культурологии // Второй симпозиум историков русской философии "Русская философия: новые решения старых проблем". ч.1. СПб., 1993;
       Духовный смысл истории Киевской Руси в трактовке П.Флоренского // Четвертый круглый стол "История религии в Украине". Киев-Львов, 1994;
       Философия и метафизика всеединства // "Гуманизм. Человек. Духовность". Материалы конференции Дорогобыч, 1996;
       Проблема религиозного осмысления феномена хозяйства в философии С.Н.Булгакова. [В соавт.]. Калининград, 1998;
       Человек техногенной цивилизации на рубеже двух тысячелетий. [В соавт.]. Калининград, 2000;
       Диалектика веры и разума в философии Вл.Соловьева. [В соавт.] // Социум. Научные труды Московской Академии экономики и права. Вып.4. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:50:00 UTC