Максимович Михаил Александрович [15.09.1804-22.11.1873]

Максимович Михаил Александрович (псевд. Киянин Димитрий) [03( 15).09.1804-10(22).11.1873]
       - естествоиспытатель, философ, этнограф и историк.
       Род. в Полтавской губ., из семьи дворян.
       Учился в Новгород-северской гимназии (1812-1819), по окончании которой поступил на филологическое отделение Московского университета, но через 2 года перешел на природоведческое отделение.
       В 1823 окончил Московский университет и был оставлен для научной работы в области ботаники. Заведовал ботаническим садом университета.
       С 1827 - магистр, с 1833 - профессор, заведующий кафедрой ботаники Московского. университета.
       В 1834 перешел в только что созданный Киевский университет на кафедру русской словесности, и в том же году стал ректором университета.
       В 1836-1845 - профессор кафедры словесности Киевского университета.
       Член-корреспондент Российской Академии наук (1871).
       Максимович испытывал влияние материализма М.В.Ломоносова, натурфилософских взглядов М.Г.Павлова, а также немецкой натурфилософии.
       Согласно М., вся природа взаимосвязана и целостна. В природе происходит вечное движение от простоты к сложности и многообразию. Основу природы составляют атомы, которые, в свою очередь, разложимы, делимы, и если химия еще не разложила их, то это обусловлено лишь уровнем развития науки. Вопрос об изменчивости органического мира ставился М. как вопрос о видообразовании.
       Творчество Максимовича, отмечается в "ФЭ", послужило толчком к широкой постановке в русской науке философских проблем естествознания (Т.З. М., 1964. С.284). Основой познания для Максимовича является опыт, представляющий "отпечатки внешней природы во внешних чувствах, сохраненные памятью" (Избранные произведения русских естествоиспытателей первой половины XIX века. М., 1959. С.101). Однако наука не должна сводиться только к описанию предметов и явлений. Описание это должно дополняться умозрением - "умозрение есть продолженный опыт в уме".
       Познание, писал Максимович в предисловии к "Размышлению о природе", "должно быть чуждо той искусственной и насильственной произвольности, в какую легко впадают бестелесная отвлеченность идеализма и бездушная материальность мелочного эмпиризма. Оба сии односторонние способы познания в ...живом знании перестают быть противниками и соединяются в новую жизнь, как в жизни человека телесное и духовное бытие его".
       Согласно Максимовичу, философия не может строиться только на разуме, ее задача состоит в проникновении во внутреннее значение и единство предметов. По его мнению, философом является тот, кто сводит главнейшие отрасли знания к общему началу и развивает их в стройную систему. Полагал, что философия должна быть исторической наукой и дорожить действительностью. (См.: Ф.М.B.C. С.493).
Соч.:
       Главные основания зоологии или науки о животных. М., 1824;
       О разделах естествознания на ветви или особые науки // Новый магазин. 1827. №1. ч.1;
       Речь о русском просвещении. М., 1832;
       Размышления о природе. М., 1833;
       Письмо о философии (Е.П.Юсуповой) // Телескоп. 1833. №12;
       История древнерусской словесности. 1839. Кн.1; Собр. соч. Т.1-3. Киев, 1876-1880.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:49:54 UTC