Аверинцев Сергей Сергеевич [10.12.1937]

Аверинцев Сергей Сергеевич (р. 10.12.1937)
       - филолог, культуролог, философ.
       Род. в Москве.
       В 1961 окончил филологический факультет МГУ.
       Кандидатская диссертация - "Плутарх и античная биография" (1967).
       Доктор филологических наук.
       Аверинцев более 20 лет работал в институте мировой литературы АН СССР, в течение ряда лет являлся заведующим отделением античной литературы.
       С декабря 1991 - заведующий отделением Института истории мировой культуры при МГУ.
       Вел также преподавательскую работу на философском факультете МГУ.
       Автор ряда статей в "ФЭ" ("Православие", "Откровение", "Патристика" [совм. с В.Соколовым], "Протестантизм", Плутарх" [совм. с Ф.Кессиди], "София", "Судьба", Тареев М." "Теодицея", "Теология", "Юнг К.Г." [совм. Д.Ляликовым], "Ясперс К.", "Бубер М.", "Нисский Григорий", "Шпенглер О." и др.); в "ФЭС" ("Христианство", "Киники", "Библия", "Ориген", Логос" и др.); в "БСЭ"; в энциклопедии "Мифы народов мира", словаре "Эстетика" ("Риторика", "Архетип", "Фома Аквинский", "Хейзинга" и др.).
       По словам М.А.Моко (НФС. Минск, 1999. С.4), "Аверинцев создает многоуровневую концептуальную модель взаимопроникновения древнегреческой и ближневосточной культур, трансформации эллинистической культуры в христианстве, оформление христианства как результата синтеза различных культурных традиций и модификации византийской культуры в западноевропейской и восточноевропейской параллели". Обширная переводческая деятельность Аверинцев сделала достоянием современных философов многие тексты патристики, ранневизантийской философии, римско-средневековой культуры, религиозно-философской литературы. Цикл исследований Аверинцева посвящен выявлению вязей между культурой мысли и культурой слова, усилиям восстановить слово как средство общения.
       Общение, по Аверинцеву, не исключительная привилегия социума, оно онтологично. "Творец приводил творение в бытие тем, что окликал вещи, обращался к ним, дерзнем сказать - разговаривал, заговаривал с ними; и они начинали быть, потому что бытие - это пребывание внутри разговора, внутри общения" ("София-Логос. Словарь". Киев, 2000. С.382).
       Характеризуя творчество Аверинцев, А.Ф.Лосев отмечает, что работы Аверинцев по истории поздне-античной и средневековой литературы написаны с особым интересом к противоречивой динамике перехода от античности к средневековью, к поэтике "сдвинутого слова" как ответу на общественный сдвиг, к взаимопроникновению ближневосточных и греческих культурных традиций в эллинистическую и византийскую эпохи; каждый символ античной и средневековой культуры рассматривается в перспективе современной духовной ориентации, постигается внутри "ситуации диалога" исследователя с его создателем; литературное слово истолковывается как человеческий "жест", а стиль - как жизненная "установка".
       Аверинцев акцентирует в составе гуманитарного знания момент "человеческого понимания", не сводимого ни к субъективно эстетическому вчувствованию, ни к рационалистическому исчислению (КЛЭ. с.26-27).
       Высоко оценивая книгу Аверинцева "София-Логос. Словарь", исследователь его творчества К.Б.Сигов спрашивает: "На какую действительность ориентирован его мир?" И отвечает словами же Аверинцева: "Реальность, которую можно назвать софийной в наиболее точном смысле этого слова, т.е. ни чисто Божественная, ни чисто человеческая, ни Трансцендентность, ни имманентность сама по себе, но... "божественный человеческий образ"". Эти слова могли бы служить смысловым ключом к основным идеям А.
       Аверинцев - Член-корреспондент АН СССР (ныне РАН) (1987), действительный член РАЕН по отделению "Наука и теология", член Европейской академии культуры (1991), член Всемирной академии культуры (1992). Почетный доктор церковных наук Восточного института (Рим). Лауреат Государственной премии за статьи в книге "Мифы народов мира".(1990)
Соч.:
       Жак Маритен, иеотолизм, католическая теология искусства //Вопросы литературы, 1968. №10;
       Культурология Йохана Хейзинги // "Вопросы философии". 1969. №3;
       Плутарх и античная биография. М., 1973;
       Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия. М., 1975;
       Личность и талант ученого: М.М.Бахтин //Литературное обозрение. 1976. №10;
       Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977;
       Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда // Новое в классической филологии. М., 1979;
       Эволюция философской мысли // Культура Византии IV - первой половины VII века. М., 1984;
       От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987;
       Попытки объясниться. М., 1988 (сб. публицистических статей);
       Бахтин. Смех. Христианская культура // Россия. (Альманах). Венеция. 1988. №6 (переизд. в сб. "М.М.Бахтин и философия". М., 1992);
       Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая: Наследие Священной державы //Новый мир. 1988. №7;
       Византия и Русь: два типа духовности. Статья вторая: Закон и милость // Новый мир. 1988. №9;
       Два рождения европейского рационализма // "Вопросы философии". 1989. №3;
       Византийская философия VII-XII вв. // Культура Византии. Вторая половина VII-XII вв. М., 1989;
       "Морфология культуры" Освальда Шпенглера // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. 1991;
       Культура и религия. М., 1991;
       Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.у 1991.
       Христианский аристотелизм как форма западной традиции // Христианство и культура в Европе. Мадрид, 1992 (на исп. яз., пер. на ит. яз.);
       Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996;
       София-Логос. Словарь. Киев, 2000 (там же см. более полную библиографию С.С.Аверинцева).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:49:44 UTC