Карцевский Сергей Иосифович [__.__.1887-__.__.1955] {(1887г.-1955г.)}

Карцевский Сергей Иосифович (1887-1955)
       - ученый-педагог.
       В первой половине XX в. выступал по философии образования и социальной философии.
       Приват-доцент, затем профессор Карлова университета (Прага).
       Один из инициаторов создания в начале 20-х гг. ж."Русская школа за рубежом" (Прага) и его соред. Член Педагогического бюро по делам русской школы за рубежом. Позже - профессор Женевского университета.
       Находясь за рубежом, вместе с такими замечательными педагогами и философами, как И.А.Ильин, С.И.Иесен, В.В.Зеньковский, П.М.Бицилли и др., Карцевский участвовал в разработке и формировании системы педагогики в школах русского зарубежья, системы, провозгласившей тезис о педагогике как о прикладной философии. Об основополагающих принципах педагогического наследия Карцевский в известной степени можно судить по одной из лучших его статей - "Национализм в школе". Карцевский подчеркивает в ней, что нельзя не видеть, "какое огромное воздействие оказывается на нацию через посредство школы. Недаром церковь и политической партии так упорно стремятся овладеть ею".
       В основу теорий, оправдывающих монополию государства на школу (против такой монополии и выступает Карцевский), лежит "антипедагогическая предпосылка: признание права взрослого на ребенка". И государство, и церковь, и политические партии видят в ребенке своего наследника, которого необходимо воспитывать в духе того, что они считают Благом и Истиной. Но для педагога ребенок не только будущий взрослый - "он самоцель и в каждый момент своего роста он уже полный человек особого типа".
       Семья, школа, улица требуют от ребенка всех тех же социальных качеств, которых потребует от него в будущем и общество взрослых: честность, инициативу, терпимость, умение поступаться личными интересами и т.д. Вместе с семьей школа несет ответственность за выпущенного ею прохвоста, фанатика и т.п. антисоциального типа. В этом и только в этом смысле может быть признаны права взрослых на ребенка: общество может и должно требовать, чтобы в ребенке развивались и согласовывались индивидуальность и общественность. "Но формирование политических или религиозных убеждений у ребенка ни в каком случае не является задачей школы". Между тем, в любом государстве от школы требуется укрепление в сознании учеников именно тех политических устоев, которые царят в этом государстве. "Любовь и уважение к своему народу строится в школе не на осознании индивидуальности своего народа в общей семье народов, не на изучении того, что свой народ внес в общую сокровищницу человеческого творчества. Вместо освобождения и укрепления национального чувства разжигается национализм, т.е. убеждение в своих преимуществах пред другими". Таким образом, социальность уступает место политичности, национальное чувство подменяется шовинизмом, религиозное - конфессиональным. Учитель влияет на воспитанников всей своей личностью, а в ее состав входят и его политические и религиозные убеждения. "Учитель не может навязывать ученику своих убеждений, но должен обеспечить ему всю свободу искания самого себя".
Соч.:
       Язык, война и революция. Берлин, 1923;
       Национализм в школе // Русская школа за рубежом. 1926. Кн.21-22.;
       Работы 20-х годов на иностранных яз. см.: Материалы для библиографии русских научных трудов за рубежом (1920-1930). Вып.1. Белград, 1931. С.139-143;
       Материалы для библиографии русских научных трудов за рубежом (1930-1940). Вып.II. 4.1. Белград, 1941. С.156.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:49:42 UTC