Лапшин Иван Иванович [23.10.1870-17.11.1952]

Лапшин Иван Иванович (23.10.1870-17.11.1952)
       - философ, специалист по истории философии и теории творчества, музыковед.
       Род. в Москве.
       Окончил историко-философский факультет Петербургского университета. Продолжил образование за границей.
       Преподавал логику в Александровском лицее.
       В 1892 написал работу "Полемика между Гассенди и Декартом по поводу "Медитаций"" (эта работа, на что указывает А.Вашестов, сохранилась в архиве Л.).
       С 1887 - доцент, с 1913 и по 1922 - профессор Петербургского (Петроградского) университета;
       с 1906 - доктор философии (удостоен за труд "Законы мышления и формы познания", минуя степень магистра).
       Активный участник философского общества при Петроградском университете. Действительный член Психологического общества при Московском университете.
       В 1920-1922 - профессор Петроградского института истории искусств.
       В 1922 выслан из страны. Поселился в Берлине, затем переехал в Прагу, где вел преподавательскую и научную деятельность. Увлекался искусством, музыкой. Участник литературно-музыкального объединения "Збраславские пятницы" (1923-1925).
       Профессор Русского юридического факультета в Праге. Сотрудник Славянского института, председатель Русского философского общества и общества Достоевского в Праге. Профессор Карлова университета.
       Умер в Праге.
       Лапшин развивал критическую философию Канта, по-своему истолковывая некоторые ее моменты (в частности, в вопросе о возможности применять законы мышления за пределами опыта). Стремился построить систему абсолютного имманентизма, обосновав невозможность метафизики как науки. Согласно Лапшину, познаны могут быть лишь объекты с чувственным содержанием, имеющие пространственную, временную и иные категориальные формы. Вещи, существующие независимо от нашего опыта, непознаваемы (нельзя ничего сказать об их существовании, о приложимости к ним закона противоречия, об их пространственности или временности). Размышляя над проблемой солипсизма, Лапшин приходит к выводу о невозможности непосредственного восприятия чужого "Я", невозможности доказательства трансцендентальной реальности этого "Я"; можно говорить об имманентной реальности другого "Я", которое есть не что иное, как гипотетическая конструкция мысли.
       Много внимания Лапшин уделяет вопросам творчества в различных областях человеческой деятельности. Он создает работы, посвященные музыкальному, поэтическому и прозаическому творчеству, вопросам научного открытия и воображения. В.Ф.Пустарнаков ("К". Т.1. С.384-386) подчеркивает большой вклад Лапшин в теорию культуры. Несмотря на то, что В.Ф.Пустарнаков не занимался общими проблемами теории культуры, "во всех его трудах четко просматриваются культурол. аспекты". В.Ф.Пустарнаков пришел к обобщающему выводу "о наличии в каждую эпоху истории человеческой культуры известного единства стиля, соответствия между различными сторонами духовной жизни - философией, поэзией, музыкой, изобразительными искусствами и т.д., а также о взаимосвязи и взаимозависимости между наукой, искусством и моралью...".
       Лапшин - чуть ли не единственный из русских философов систематически занимался темой "музыки и философии". Будучи противником навязывания и проведения в музыке тех или иных философских идей, он признавал наличие связей между музыкой и философией. Музыкальный символизм, по Лапшин,- главное орудие для проекции наших чувствований на природу и обратно для ассимиляции внешних впечатлений. Велик вклад Лапшин в анализ философского наследия русских писателей, особенно А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского. Сделанный в 1944 в Праге доклад "О своеобразии русского искусства" можно считать не только искусствоведческим, но и культурологическим трудом.
Соч.:
       О возможности вечного мира в философии. Введение в курс истории философии XIX в. СПб., 1898;
       О трусости в мышлении (этюд по психологии метафизического мышления) // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн.5 (55);
       Мистическое познание и "вселенское чувство". СПб., 1905;
       Законы мышления и формы познания. СПб., 1906;
       Проблема чужого "Я" в новейшей философии. СПб., 1910;
       О вселенском чувстве. СПб., 1911;
       Философские мотивы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова. СПб., 1911;
       История педагогических теорий. СПб., 1912;
       О перевоплощаемости в художественном творчестве. Харьков, 1913;
       Неокритицизм Шарля Ренувье // Новые идеи в философии. Сб.13. СПб., 1914;
       Психология эмоционального мышления Генриха Майера // Новые идеи в философии. Сб.16. СПб., 1914;
       Гносеологические исследования. Вып.1. Логика отношений и силлогизм. Пг., 1917;
       Мистический рационализм С.Л.Франка // Мысль. 1922. №3;
       Философские взгляды Радищева. Пг., 1922;
       Эстетика Достоевского. Прага, 1923;
       Философия изобретения и изобретение в философии. T.I-II. Пг., 1922;
       Умирание искусства // Воля России. Прага, 1924. №16-17;
       О двух "планах" реальности - житейском и художественном // Воля России. Прага. 1926. №10;
       Заветные думы Скрябина. Пг., 1928;
       Бессознательное в научном творчестве // Воля России. Прага. 1929. №1, 2, 3;
       Творческая догадка историка // Сборник Русского института в Праге. T.I. Прага, 1929;
       Эстетика Пушкина // Сборник Русского института в Праге. Т.II. 1931;
       О значении моделей в научном творчестве // Научные труды Русского народного университета в Праге. Т.IV. Прага, 1931;
       О схематизме творческого воображения в науке // Записки русского научного института в Белграде. Вып.V. Белград, 1931;
       Метафизика Достоевского // Воля России. 1931. № 1-2;
       Феноменология. Прага, 1937;
       Спор о свободе воли в современной философии. Прага, 1941;
       О своеобразии русского искусства. Прага, 1944;
       Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. Прага, 1945;
       Миф и диалектика в философии Платона // "Философские науки" 1991. №4;
       Опровержение солипсизма // "Философские науки" 1992. №3;
       Ars moriendi [Искусство умирать] // "Вопросы философии" 1994. №3;
       Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии. М., 1999.

А.П.Алексеев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:49:18 UTC