Бугаев Борис Николаевич [26.10.1880-08.01.1934]

Белый Андрей (псевд. Бугаева Бориса Николаевича) [14(26).10.1880-08.01.1934]
       - поэт, автор романов, мыслитель, литературный критик.
       В 1891-1898 учился в гимназии Поливанова.
       В 1903 закончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
       Первые литературные опыты Белого отмечены влиянием В.С.Соловьева, Ф.М.Достоевского, Ф.Ницше, Г.Ибсена, позднее Д.С.Мережковского.
       В 1904-1909 активно сотрудничает в "Весах" - первом символистском журнале, издаваемом В.Брюсовым. На страницах "Весов" Белый печатает роман "Серебряный голубь", стихи, статьи, рецензии.
       В 1909 - издает сборник стихотворений "Пепел" и "Урна" - важные свидетельства духовного кризиса, пережитого поэтом.
       В 1910 - выходит главный теоретический труд Белый "Символизм" - обоснование доктрины литературного течения.
       В 1910 - Б. путешествует по Европе, посещает Тунис, Египет, Палестину.
       В 1912 - становится учеником Р.Штайнера - основателя антропософии.
       Влияние антропософии особенно сильно ощущается в самом значительном романе Белого "Петербург". В годы Первой мировой войны Б. принимает участие в строительстве антропософского храма "Гетеанума" близ Дорнаха (Швейцария).
       В 1916 возвращается в Россию.
       В 1917 в издательстве "Духовное знание" выходит его исследование "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности". Октябрьскую революцию Белый воспринял в свете своих мистико-антропософских воззрений как начало космически-духовного преображения человечества, что нашло отражение в поэме "Христос воскресе" (1918).
       В 1918-1919 принимает участие в работе Пролеткульта, читает доклады и лекции.
       В 1919-1920 в Петрограде участвует в создании Вольной философской ассоциации (Вольфила), где ведет лекционную деятельность.
       В 1921 уезжает в Германию.
       В 1923 возвращается в Россию, где издает еще ряд романов, научных исследованй, путевых очерков и мемуаров.
       Основной работой Белого в области философии является "Символизм". Белый рассматривает символизм как мировоззрение, составляющее основу всего символистического искусства и воплощающего высший принцип познания реальности. Символизм есть синтез духовных исканий Индии, Персии, Египта, Греции и средних веков. Тяготея к мистико-иррационалистическим гносеол. установкам, Белый утверждал, что точные науки не в силах объяснить мир как целое, они неизбежно ограничивают предмет познания. Жизнь раскрывается не через науч. познание, а через творческую деятельность, которая "недоступна анализу, интегральна и всемогущественна". Она может быть выражена только в символических образах, открывающихся творцу в моменты высшего откровения. Единство жизни выражается такими символами, как Адам Кадмон из каббалы, Атман из индийской философии, Логос-Христос. Живое слово тесно связано с реальностью и поэтому получает магическую силу. В целом философия Белый, по заключению Н.О.Лосского, является разновидностью пантеизма.

Л.В.Иванов

       * * *
       Мистический символизм Белого претендовал на коренное преобразование теории познания. Символ трактуется Белым как условное изображение непознаваемой сферы бытия, данное в индивидуальном личностном переживании.
       В статье "Эмблематика смысла" (1909) Белый рассматривает символическое описание мира, культуры, человека как попытку уяснения глубин духа и мироздания. Высшее выражение такого уяснения - символическое искусство. Белый повторяет мысль Риккерта о примате творчества над познанием, т.к. в процессе творчества создаются не просто образы жизни, а ценности, в которых сочетаются "данность плюс долженствование". Художник - не копиист, а творец новой символической реальности, создатель "должного" в противовес "сущему". В идеале такое творчество должно носить религиозный характер, ибо, по мысли Белого, только религия способна реализовать ценности творчества в жизни. Тем самым теория символизма в интерпретации Белый выступает религиозно-философским учением в русле течения "нового религиозного сознания", характерного для русского философского начала XX в.
       В статье "Будущее искусства" (1907) Белый мечтает о создании нового "всенародно-религиозного искусства", отличительной особенностью которого он считает обращение к христианству и единение творческой интеллигенции с народом. Мироощущение Б. носит катастрофический характер; он считает, что культура стоит перед выбором: неминуемая гибель или поворот к "жизненному творчеству".

О.Д.Волкогонова

Соч.:
       Символизм. М., 1910; Арабески. М., 1911;
       О символизме // Труды и дни. Пг., 1918;
       О смысле познания. Пг., 1922;
       Символизм как миропонимание. М., 1994;
       Фридрих Ницше // Ф.Ницше и русская религиозная философия. Минск, 1996 (впервые опубл. в журнале "Весы". 1908. №7-9);
       Круговое движение (сорок две арабески) // Ф.Ницше и русская религиозная философия. Минск, 1996 (впервые опубликовано в журнале "Труды и дни". 1912. №4-5);
       На перевале. ч.III. Кризис культуры // Ф.Ницше и русская религиозная философия. Минск, 1996 (впервые опубл., Пг., 1920);
       Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2 т. М., 1994;
       Душа самосознающая. М., 1999.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:49:08 UTC