Стронин Александр Иванович [04.03.1827-10.02.1889]

Стронин Александр Иванович (20.02(4.03).1827- 29.01 (10.02).1889)
       - философ, социолог, публицист, педагог.
       Род. в с.Ракитино Хотмышского уезда Курской губ., в семье крепостного крестьянина, числившегося казначеем в имении князей Юсуповых и добившегося вольной для своих детей.
       В 1844 окончил 2-ю Киевскую гимназию, учился (казеннокоштным студентом) на словесном факультете Киевского университета.
       С 1848 по 1862 преподавал русский язык и историю в гимназиях, занимался просветительской деятельностью. Участвовал в работе организации народовольцев "Земля и Воля".
       В 1862 совершил поездку за границу, встречался в Лондоне с А.И.Герценом. В сентябре 1862 за "распространение возмутительных сочинений" был арестован, препровожден в Петербург и до начала 1863 находился в заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Затем был сослан в г.Шенкурск Архангельской губ. Служил в ряде судебных учреждений, проводя свободное время за изучением философии, социологии, теории искусств, педагогики и др. В этот период написал свое первое научное исследование "История и метод", издал (под псевдонимом) первый выпуск "Народной энциклопедии" для "низшей интеллигенции".
       В феврале 1869 Стронину было разрешено вернуться в столицу. Состоял присяжным поверенным в Петербурге, мировым судьей в Витебской губ., председателем мировых судей в Люблинской губ.
       В 1877 перешел в министерство путей сообщения. Служил юрисконсультом.
       В период с 1869 по 1889 активно работал в самых разных литературных жанрах и направлениях. Выпустил в свет сочинение "Политика как наука" (1872) и "История общественности" (1885). В рамках "Народной энциклопедии" издал еще четыре брошюры.
       В последне годы трудился над четвертой своей научной книгой, так и оставшейся незавершенной, - "Теория личности".
       Скончался Стронин в Ялте.
       Все научное творчество Стронина протекало в русле позитивизма. В основе его социальной теории лежало стремление если не обобщить, то по меньшей мере сблизить гуманитарное и естественно-научное знание на основе создания общей для всех наук методологии исследований. Анализируя существующие в современной ему науке методы, Стронин приходил к выводу о необходимости нахождения новых форм научного поиска, среди которых (сформулированных им в довольно специфических терминах) он выделял аналогику. По мнению Стронина, в обществоведении применима особенного рода дедукция - аналогия, методы, состоящие в перенесении в гуманитарной области знания законов и правил, признанных в большинстве естественных наук. При этом им отмечалось, что аналогичность законов прямо пропорциональна близости предметов научных исследований.
       Согласно оригинальной классификации обществознания Стронина, все социальные науки родственной категории соответствуют естественным наукам подобной же категории: как общество, так и природа анализируются не с точки зрения своих составляющих частей, а лишь по специфическим формам, имеющим свои нюансы в обществе и природе. Отдельно выделяя в своей классификации политику как науку, Стронин также с помощью аналогики выстраивал социальную и политическую структуру общества, представленную им в сугубо геометрическом виде: в зависимости от плоскости разреза пирамидальной фигуры он получал коническое, круговое и собственно пирамидальное строение общественного целого, конкретные виды которого были обусловлены в свою очередь различными комбинациями рассечения фигур или соединения их вершин.
       Помимо статических принципов общества и политики, Стронин сформулировал также динамические их законы, выводя последние опять же "аналогичным" методом из общебиологических, психических и др. законов и последовательно применяя свою методологию для вычленения все более и более конкретных научных правил самых разнообразных отдельных общественных и политических процессов (частных законов интеллигенции или гражданства; законов политики как практических, эстетических и теоретической деятельности; законов политики как искусства, патологии и истории и т.д.).
       Создав классификацию общественных наук, предложив специфические принципы построения социальной структуры, сформулировав законы функционирования общества, Стронин одним из первых в России выступил с идеей необходимости создания политики как науки (политической науки в целом) в единстве ее методологии, философии и конкретно-социологических аспектов, что в итоге во многом определило постановку и решение отечественной мыслью новых научных задач, способствовавших развитию и специализации политического знания.
Соч.:
       История и метод. СПб., 1869;
       Политика как наука. СПб., 1872;
       Рассказы о жизни земной. СПб., 1873;
       История общественности. СПб., 1885;
       Природа и люди. СПб., 1896.

Д.В.Ермашов, А.В.Пролубников

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:48:54 UTC