Визир Павел Иванович [24.01.1937]

Визир Павел Иванович (р. 24.01.1937)
       - специалист по общим проблемам философии и философии науки; доктор философских наук, профессор
       Род. в с.Чорна Резинского р-на Молдавской ССР.
       Окончил Кишиневский педагогический институт, физико-математический факультет (1960).
       С 1969 по 1972 - аспирант кафедры философии Молдавского государственного университета.
       Работал с 1967 по 1987 ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры философии Молдавского государственного университета;
       с 1987 по 1997 - заведующий кафедрой философии этого же университета.
       В настоящее время - декан факультета философии и психологии университета.
       Докторская диссертация - "Методологический анализ общенаучного уровня знания" (1990).
       Осмысливая интегративные процессы и явления в современной науке, В. обосновывает возникновение в системе научного знания особого уровня - общенаучного нефилософского уровня знания, основными элементами которого выступают общенаучные категории (понятия), принципы, подходы (методы), законы, теории, проблемы. Особенность этого уровня знания заключается в том, что он воплощает в себе свойства и философии, и частно-научного знания, качественно отличаясь и от того, и от другого. В единстве этих свойств система общенаучного знания выполняет своеобразную роль "прикладной философии" в научном познании. В. подробно раскрывает функции общенаучного уровня знания в различных подсистемах: "наука-наука", "наука-техника", "наука-общество", "наука-мировоззрение", "наука-ценности". Им выдвинута также идея об иерархической структуре мировоззрения. Последнее представляется как целостное, единое системное образование, структурированное по уровням, характеру и специфике самих мировоззренческих обобщений.
       В работах Визир показано, что по мере углубления интегративных процессов в системе науки, с одной стороны, и "переплетения" этих последних с интегративными процессами, происходящими в различных сферах жизнедеятельности общества, с другими, обнаруживается тенденция ко все более тесному сближению логико-гносеологических, методологических, гуманистических и аксиологических регулятивов научной деятельности. Результатом этого является, в конечном счете, все более органическое включение в систему науки человека во всей его комплексности, способствуя обеспечению достойного места человеку в мировой гармонии бытия.
Соч.:
       Диалектика определенности и неопределенности. [В соавт.]. Кишинев, 1976;
       Основные категории материалистической диалектики. Кишинев, 1978 (на молд. яз.);
       Материалистическая диалектика - общая методология научного познания. Кишинев, 1980 (на молд. яз.);
       Общенаучное знание, особенности и его роль в современной науке // Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания. Вып.II. М., 1981;
       Соотношение диалектико-материалистического и общенаучных методов познания // Диалектика и общенаучные методы познания. Гавана, 1982 (на исп. яз.);
       Нравственная свобода и социальная активность личности. Кишинев, 1983 (на молд. яз.);
       Научно-технический прогресс и человеческий фактор. Кишинев, 1987;
       Методологическая направленность общенаучных форм знания // Мировоззренческое и методологическое значение диалектики для современной науки. Кишинев, 1988.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:48:50 UTC