Розанов Василий Васильевич [02.05.1856-05.02.1919]

Розанов Василий Васильевич [20.04.(02.05).1856-05.02.1919]
       - философ, публицист, литератор.
       Род. в г.Ветлуга Костромской губ., в семье коллежского секретаря. После смерти мужа мать Розанова перебралась с детьми в Кострому. Детские годы Розанова прошли в нищете. Спасением для мальчика стал переезд в Симбирск в 1870, где учителем в местной гимназии был его старший брат.
       В 1873 семья переезжает в Нижний Новгород. В нижегородской гимназии Розанов пережил период бурного увлечения позитивистскими и социалистическими идеями.
       В 1878 Розанов поступил на первый курс историко-филологического факультета Московского университета, где наибольшее впечатление на него произвели лекции В.И.Герье, М.М.Троицкого, Н.И.Стороженко и Ф.И.Буслаева. В этот же период он пишет свои первые философские этюды. На четвертом курсе Розанов женится на А.П.Сусловой.
       В 1882, после окончания университета, отправляется учительствовать в русскую глубинку. Около 10 лет Розанов преподает историю и географию в Брянской прогимназии, Елецкой гимназии (с 1887) и Вельской прогимназии (с 1891). Здесь им было написано и опубликовано первое большое философских сочинений "О понимании". Книгу, вышедшую в 1886 в Москве тиражом 300 экземпляров, не раскупили (имеются сведения, что часть тиража пошла на оберточную бумагу, часть вернули автору). В это же время А.П.Суслова бросает мужа, одновременно отказываясь дать ему развод. Эти годы были одними из самых тяжелых в жизни Розанова.
       Живительной и спасительной для него явилась встреча с В.Д.Бутягиной, вдовой учителя Елецкой гимназии. Розанов буквально воскрес к жизни.
       В 1891, после тайного венчания, молодые переезжают из Ельца в г.Белый Смоленской губ. Здесь происходит заочное знакомство Розанов с К.Н.Леонтьевым, оказавшим на него определяющее влияние.
       В 1893 Розанов с женой переезжают в Петербург. Розанов работает в Государственном контроле в должности чиновника особых поручений VII класса.
       В 1899 Розанов оставляет службу и переходит на место постоянного сотрудника газеты А.С.Суворина "Новое время", где проработал до самого закрытия газеты в 1917.
       Основное содержание последующей биографии Розанов - это его многообразная литературная работа. За два предреволюционных десятилетия им были напечатаны в различных издательствах десятки книг, брошюр и статей. Незадолго до смерти он составил план издания своих сочичнений в 50 т.
       В сентябре 1917 Розанов с семьей переехал в Сергиев Посад, где спустя полтора года умер от истощения, успев выпустить перед смертью свои размышления и впечатления о революционной катастрофе России ("Апокалипсис нашего времени").
       Розанов питал повышенный философский интерес к скрытым слоям индивидуальной и национальной душевной жизни, к диалектике и антиномичности человеческой мысли, к метафизическим тайнам бытия, таким как вера, брак, любовь, пол. В его сочинениях причудливо переплетались тяга к чувственному, плотскому язычеству с уважением к христианской молитве и откровению; жесткая логическая афористичность с интуитивно-бессознательным доверием к спонтанному художеств, слову; культ земли, простоты и обыденности с изощренным интеллектуализмом. Отсюда и постоянные смены идейных ориентиров, и перманентные колебания в оценке событий.
       Розанов был высоко ценим писателями и философами самой различной идейной ориентации - от П.А.Флоренского до З.Гиппиус и О.Мандельштама.

Л.В.Иванов

       * * *
       Розанов считал, что русские имеют две формы выражения философских интересов - официальную, по службе (должностную), и философское сектантство - темные, бродящие философские искания. Эта вторая ветвь русской философии, не имея научного декорума, полна "жизненного пороха, самогорения, порыва мысли и всегда около действительности, около природы вещей (см.: "Природа и история". СПб., 1900. С.161).
       "Философское сектантство" Розанова проявилось в особом интересе к секретным, глубинным пластам душевной жизни, тайнам бытия, к логической запутанности человеческой мысли. Для философа Розанова, предстающей перед нами то в бытовых зарисовках, то в выступлениях на злобу дня, характерны бессистемность, кажущаяся несерьезность и кроющаяся за ней глубина. При всей необычности манеры философствования у Розанова просматривается достаточно цельная и последовательно развиваемая концепция.
       В основе его мировоззрения - признание ценности индивидуального бытия, отдельных вещей, человеческих переживаний и устремлений. Утверждение равноправности и равноценности различных, на первый взгляд, несопоставимых предметов и событий, того, что признается великим или значительным, с тем, что считается мелочами жизни, является одним из основных мотивов его работ: "Моя кухонная (приходно-расходная) книжка стоит "Писем Тургенева к Виардо". Это - другое, но это такая же ось мира и, в сущности, такая же поэзия. Сколько усилий! бережливости! страха не переступить "черты"! и - удовлетворения, когда "к 1-му числу" сошлись концы с концами". Такой взгляд согласуется с космологическими представлениями Розанова, его убеждением в общности происхождения различных вещей из единой сущности, из "мистико-материнской утробы универса".
       Для социологических взглядов Розанова характерно противопоставление естественному искусственному - естественного развития человека и общества искусственным построениям социальных прожектеров, равно как и искусственным ограничениям, налагаемым на человеческую жизнь господствующей моралью и государственным учреждениями.
       Розанов не принимал политического радикализма, призывов к разрушению существующего государства и общественных институтов, к достижению всеобщего счастья в будущем ценой кровопролития и благополучия ныне живущих людей. Он критикует поколение революционеров-"шестидесятников" за слишком узкое и огрубленное понимание человека, сведение к минимуму его многообразных потребностей, готовность принести естественную (реальную) жизнь в жертву своим искусственным построениям, за уверенность в том, что они "строятся в пустыне". Отвергая взгляд на человека прежде всего как на носителя определенных социальных идеалов и исполнителя исторических задач, Розанов настаивает на том, что именно в индивидуальном - основание истории, ее главный центр, ее смысл, ее значительность. Он говорит о моральной ответственности "прогрессивных" властителей дум, призывающих молодых людей к террору: "Сколько у нас репутаций если не литературных..., то журнальных, обмоченных в юношеской крови".
       Однако Розанов был уверен, что непонимание естества человека и общественного устройства обрекает на неудачу проекты социалистов-радикалов: "Битой посуды будет много", но "нового здания не выстроится"; "новое здание", с чертами ослиного в себе, провалится в третьем-четвертом поколении". С уважением относясь к "действительности, выросшей из истории", Розанов включал в эту действительность и свою страну, не идеализируя ее, но считая, что необходимые преобразования должны проводиться за счет усовершенствования, а не разрушения сложившихся политических и общественных институтов, с учетом уже проявившихся тенденций ее развития. В условиях поляризации общественных сил, когда на одном полюсе объединились "прогрессивность", социально-политический радикализм и антипатриотизм, а на другом - консервативность, славянофильство и державность, Розанов практически всю свою жизнь был на стороне вторых. "Да, русская печать и общество, не стой у них поперек горла "правительство", разорвали бы на клоки Россию и роздали бы эти клоки соседям даже и не за деньги, а просто за "рюмочку" похвалы. И вот отчего без нерешимости и колебания нужно прямо становиться на сторону "бездарного правительства", которое все-таки одно только все охраняет и оберегает. Которое еще одно только не подло и не пропито в России".
       Розанов разделил со славянофилами идеализацию начал соборности, общинности, мирского владения землей и склонности к артельной форме труда, видя в полном развитии этих начал обещание жизни "более высокой, гармоничной и примиренной, нежели в какой томится Европа".
       Семейный вопрос Розанов считал важнейшим в общественной жизни. Тему семьи он тесно связывал с темой пола. Мотивы "привязанности" Розанов к этой проблеме, к поискам "религии пола" лежали в его собственной жизненной драме. Счастливый в своем втором браке, Розанов по законам Российской империи считался двоеженцем. Все его пятеро детей считались незаконнорожденными и не могли носить его имя. Будучи христианином, он жаждал освящения своего истинного брака Церковью, стремился найти в христианском учении основания для этого, понять причины существующей позиции Церкви в отношении к браку и рождению. Отсюда - упреки христианству в "бессеменности", пренебрежении "чресленным началом", которому уделяется гораздо больше внимания в иудаизме. Пол занимает важное место в космологии Розанова. Именно через пол, считает он, человек связан со всей природой. Пол - нечто мистическое, глубинная тайна его не может быть познана. "Связь пола с Богом - большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом...". Всякое человеческое рождение свято и должно быть освящено Церковью, оно всегда правомерно.
       Культурологи (см.: "K.". Т.2. С.2. 172-173) считают Р. "основателем теории и практики постмодернизма,- задолго до его западно-европейских аналогов". Этот постмодернизм особенно ярко продемонстрирован в таких программных для него "мозаичных" произведениях, как "Уединенное" (1912), "Смертное" (1913), "Апокалипсис нашего времени" (1917-18) и других. Эти произведения, как отмечает И.В.Кондаков, отличаются новаторством не только по замыслу, но и в жанрово-стилевом отношении: как будто в хаотическом порядке здесь чередуются дневниковые записи, житейские афоризмы, философские рассуждения, лиризм и публицистичность, откровение обывателя, самобытное жизнетворчество и многие другие. Метод мышления Розанова здесь "принципиально междисциплинирован и метаисторичен: философия культуры и искусство мысли, литературность бытия и пошлость литературы, метафизика повседневности и тривиальность вечных истин то и дело меняются местами и переходят друг в друга, что создает картину многозначности и неисчерпаемости мира, взаимосвязи его культурных значений и смыслов, относительности всех ценностей".
Соч.:
       Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. СПб., 1894, 1902, 1906;
       Сумерки просвещения. СПб., 1899;
       Религия и культура. СПб., 1899, 1901;
       Природа и история. СПб., 1903;
       Около церковных стен. В 2 т. СПб., 1906;
       Русская Церковь. СПб., 1909;
       Темный лик. Метафизика христианства. СПб., 1911;
       Уединенное. СПб., 1912, Пг., 1916;
       Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., 1913;
       Опавшие листья. Короб первый. СПб., 1913;
       Опавшие листья. Короб второй. Пг., 1915;
       Апокалипсис нашего времени. Вып.1-10.
       Сергиев Посад, 1917-1918;
       Избранное. Нью-Йорк, 1957;
       Избранное. Мюнхен, 1970;
       Мысли о литературе. М., 1989;
       Сочинения в 2 т. М., 1990;
       Сумерки просвещения. М., 1990;
       О себе и жизни своей. Уединенное. Смертное. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени. М., 1990;
       Религия. Философия. Культура. М., 1992;
       В темных религиозных лучах. М., 1994 (Т.З);
       Цель человеческой жизни // Смысл жизни. (Антология). М., 1994;
       Мимолетное. М., 1994 (Т.2);
       Среди художников., 1994 (Т.1);
       В мире неясного и нерешенного. М., 1995 (Т.6);
       О писательстве и писателях. М., 1995 (Т.4).
       Около церковных стен. М., 1995 (Т.5);
       О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М., 1996;
       Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М., 1996 (Т.7), (в кн. вошли "Литературные очерки", а также никогда не переиздававшиеся ранее статьи разных лет о писателях и деятелях русской культуры);
       Когда начальство ушло... М., 1997 (Т.8);
       Сахарна. М., 1998. (Т.9);
       Во дворе язычников. М., 1999 (Т.10);
       Последние листья. М., 2000 (Т.11);
       Апокалипсис нашего времени. М., 2000 (Т. 12).

А.П.Алексеев

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:48:40 UTC