Лесевич Владимир Викторович [27.01.1837-26.11.1905]

Лесевич Владимир Викторович [15(27).01.1837-13(26).11.1905]
       - философ, публицист, общественный деятель.
       Род. в с.Денисовка Полтавской губ.
       После окончания гимназии и инженерного (военного) училища служил в инженерных войсках на Кавказе, а затем поступил в Академию Генерального штаба, по окончании которой вышел в отставку (1861).
       Поселился в своем имении в Полтавской губ., основал там школу крестьян, обеспечив ее солидным капиталом, а затем переехал в Петербург. Был близок к революционным кругам.
       В 60-е гг. побывал за границей, в том числе в Лондоне у А.И.Герцена. С конца 60-х гг. сотрудничал с редакциями журналов "Отечественные записки", "Вестник Европы" и др. За связи с революционным народничеством в 1879 без суда и следствия был выслан в Сибирь (пробыл там около 3 лет и 6 лет в городах европейской части России: Казань, Полтава, Тверь), получил разрешение вернуться в Петербург в 1888. После очередной ссылки на два года (1901) переехал в Киев.
       Умер в Киеве.
       Первый этап его философского развития характеризовался значительным влиянием О.Конта, Л.Фейербаха и П.Лаврова (примерно до конца 70-х гг.). Второй этап связан с ассимиляцией идей И.Канта (кантовского критицизма), идей Дж.Беркли, Д.Юма, Э.Маха и Р.Авенариуса. В то же время заметна тенденция к признанию за философией наиболее общих понятий, не сводимых к понятиям частных наук. Основной и решающий пункт в его построениях - проблема соотношения философии и науки. Философия для него - это собственно высший синтез научных идей, т.е. "научно-философское мировоззрение". Испытав влияние критицизма И.Канта, он больше всего ценит у него антиметафизическую тенденцию, ограничение знания пределами опыта. В своем эмпиризме он, правда, не находит места априорным элементам познания. Позиция эмпиризма была у него основой для критики "умозрительных" философов, в круг которых входили Вл.Соловьев и др.
       Лесевич заменял "мистико-метафизические свойства" причинности учением о "соотносительности причины и действия". Лесевич был защитником "субъективного метода в социологии"; смысл этого метода, т.е. привнесения оценки в суждение о действительности, заключается, по Лесевич, в том, что она выступает там, где имеется в виду не чистое знание, а "знание, как основание действия". Недостаток позитивизма в том, что в суждении о человеческой деятельности он не дал места для нравственной оценки. (См.: 3. "ИРФ". Т.П. 4.2. С.7-12).
       Но существо дела не только в этом. Лесевич исключал из своей "научной философии" все кардинальные мировоззренч. проблемы или, признавая некоторые из них, освещал их в сугубо сциентистском духе. В его понимании "философии" понятия всегда остаются лишь самыми общими "научными понятиями". "Всякая специальная наука, ведущая к наивысшему общему (философскому) понятию,- утверждал он,- получает значение философии, т.к. для завершения своего она вводит свое относительно общее понятие в связь с такими же понятиями других наук и сознательно служит, таким образом, выработке наивысшего понятия.
       Чтобы по праву называться наукой и быть не только массой накопленного знания, всякая наука должна необходимо завершиться последним высшим понятием. Удовлетворением этого требования исполняется изложенное выше условие формальной организации понятия. Из этого следует, что всякая специальная наука только благодаря философскому элементу, в нее входящему, становится "наукою". По этой-то причине всякая достигшая высшей степени развития специальная наука и стремится, сперва инстинктивно, а потом сознательно, к проникновению философии в ее понятия" (Письма о научной философии СПб., 1878. С. 100). Выявив такое единство всех специальных наук и философии, пишет он далее, можно сравнить это единство с пирамидой, вершину которой занимает философия, или с окружностью, в центре которой стоит философия; такое сравнение, как он полагает, "совершенно ясно" выражает идею значения философии как науки. Относясь одинаково ко всем специальным наукам, философия поднимает каждую из них до значения науки; в то же время, давая всей совокупности их единство, этому единству придает значение науки. Усилив функциональное предназначение философии, Лесевич по-прежнему не выводил ее за пределы системы частных наук, т.е. редуцировал ее к науке.
Соч.:
       Что такое магия? //Луч. Сборник. Т.1. СПб., 1866;
       Очерк развития идеи прогресса. 1868;
       Опыт критического исследования основоначал позитивной философии. 1877;
       Письма о научной философии. 1878;
       Этюды и очерки. СПб., 1886;
       Новейшее движение в буддизме // Русская мысль. 1887. №8;
       Что такое научная философия. 1891;
       Буддийские легенды и их соотношение с буддийскими догматами. Одесса, 1902;
       Эмпириокритицизм как единственно научная точка зрения. СПб., 1909;
       Собрание сочинений. Т.1-3. М., 1915-1917.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:54 UTC