Шевцов Евгений Валентинович [03.07.1939]

Шевцов Евгений Валентинович (р. 03.07.1939)
       - специалист в области эстетики; доктор философских наук, профессор
       Род. в г.Дербент (Дагестан).
       Окончил Азербайджанскую государственную консерваторию им. Уз.Гаджибекова (1963), аспирантуру кафедры эстетики философского факультета МГУ (1970).
       В 1977-1986 - проректор, заведующий кафедрой философии Театрального училища им. Б.В.Щукина;
       в 1986-1991 - заведующий кафедрой философии Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
       С 1991 по настоящее время - профессор кафедры философии Государственного университета управления им. С.Орджоникидзе, профессор Академии классического балета Большого театра.
       Область научных интересов Шевцова - формы и этапы освоения человеком эстетической реальности, возможности и границы трансформации духовного мира средствами искусства, проблемы освоения отечественного философско-эстетического наследия. Одна из центральных идей, разрабатываемых Шевцовым,- идея построения неклассической эстетики.
       Согласно Шевцову, сложная, многоуровневая структура эстетического опыта не может быть освоена лишь в традиционных категориях классической эстетики, редуцирующей индивидуальный эстетический опыт к деятельности абстрактного эстетического субъекта. Неклассическая эстетика осмысливает опыт индивидуального жизнестроения в "формах витальности". Принцип дискретности эстетического опыта классической эстетики уступает место принципу континуальности.
       Шевцов выделяет в качестве особого эстетического объекта сферу обыденной жизни, признание разноуровневости сферы обыденного рассматривается в качестве необходимой предпосылки конструирования "новой" эстетики. В отечественной философско-эстетической мысли - от К.Леонтьева до А.Лосева - Шевцов видит прообраз неклассической эстетики.
       Другой областью применения принципов неклассической эстетики - музыкальное сознание. Музыка не есть иллюстрация философии; в образно-символической форме музыка корректирует и часто опережает философскую рефлексию культуры. Деконструкция типов музыкального сознания позволяет выявить скрытые тенденции эволюции философского сознания.
       Шевцов рассматривает три парадигмы музыкального сознания, сосуществующие в наше время, но исторически возникающие одна за другой.
       Первая - идея "чистой" музыки в творчестве композиторов Нового врвемени как выражение философского трансцендентализма. "Чистая" музыка пренебрегает идеей времени, с ее помощью культура избавляется от переживания и осмысления времени.
       Вторая парадигма музыкального сознания - символическое выражение процесса перманентных трансформаций, континуальности жизненного потока, в котором сливаются переживание мира и объективная длительность. Музыка пытается погрузить человека в стихию вечного становления, подчинить культуру идее времени. Музыкальное сознание данного типа характерно для конца XIX- начала XX в.
       Наконец, третья парадигма музыкального сознания, по мнению Шевцова, это так называемая универсальная или "абсолютная" музыка (Я.Ксенакис, Дж.Кейдж, К.Штокхаузен, А.Шнитке и др.) как прорыв к бытийным структурам. Музыка рассматривается в качестве "следа" вечности. Музыка в данном случае выражает произвольное обладание временем как формой данности вечности человеческому восприятию (замедление и остановка времени, конструирование "кругового" времени, движение времени вспять). "Незвучащая" музыка, молчание в рамках данной парадигмы рассматривается как предельно концентрированный символ бытия.
Соч.:
       Современная западная эстетика. [В соавт.]. Вильнюс, 1976 (на литовском яз.);
       Эстетическое воспитание и формирование личности. М., 1982;
       Искусство и духовный мир человека. М., 1984;
       Основные средства и формы эстетического воспитания. М., 1985;
       Мировоззрение и личность. [В соавт.]. М., 1986; Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М., 1988;
       Классический балет как эстетическая проблема //Музыка, творчество, исполнение, восприятие. М., 1992;
       Символ и духовный опыт православия. [В соавт.]. М., 1996;
       Образ неклассической эстетики в трудах А.Ф Лосева // Философия. Филология. Культура. М., 1996;
       Феномен святости в русской культуре // Проблемы культуры в условиях новой экономической реальности. М., 1996;
       Теория новой музыки (на сербск. яз.) Нови Сад-Београд, 1997;
       Философия. Справочник студента. [В соавт.]. М., 1999;
       Философия музыки // Философия. Сб. программ. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:50 UTC