Погодин Михаил Петрович [23.11.1800-20.12.1875]

Погодин Михаил Петрович [11(23).11.1800 - 08(20).12.1875]
       - историк, писатель, журналист.
       Род. в Москве, в семье крепостного крестьянина, отпущенного на волю в 1806.
       Окончил Московский университет (1821), защитил магистерскую диссертацию "О происхождении Руси" (1825), в которой развивал норманскую теорию образования древнерусского государства в результате призвания варягов на Русь.
       В 1826-1844 - профессор Московского университета сначала по всеобщей, затем по русской истории.
       С 1841 - академик Петербургской АН.
       В 20-е гг. примыкал к московскому литературно-философскому объединению "Общество любомудров", сыгравшему заметную роль в распространении идей идеалистической диалектики, в особенности учения Шеллинга.
       В 1827-1830 издавал журнал "Московский Вестник", выражавший взгляды любомудров, защищавший теорию "чистого искусства" в духе немецкого романтизма.
       В 1841-1856 вместе с С.П.Шевыревым издает журнал "Москвитянин", который поддерживал доктрину славянофилов о самобытном культурно-историческом пути развития России, выступал за национально-государственное единство России на основе принципов православия, самодержавия и народности, полемизировал с оппозиционными режиму журнала западников "Отечественные записки", "Современник".
       В журнальных статьях Погодин отстаивал взгляды, близкие историософии славянофилов. Как историк он внес вклад в изучение древнерусских летописей, Киевской Руси, Московского государства, процесса формирования крепостного права в России. В литературной полемике выступал против превращения искусства в средство идейно-политической борьбы, был противником В.Г.Белинского и его единомышленников, защищавших критическое начало в литературе "натуральной школы".
       Погодин принадлежит ряд бытовых повестей, достоверно рассказывающих о жизни крепостных, купцов, мещан. Он - автор исторической драмы "Марфа, посадница новгородская" о наиболее кровавой странице царствования Ивана Грозного - разорении Новгорода и терроре против его жителей в 1570.

Ю.Д.Воробей

       * * *
       Библиография трудов Погодина включает сотни наименований. Главные его исторические работы вошли в сборник "Историко-критические отрывки" (М., 1846. Вып. I; М., 1867. Вып. II), "Исследования, замечания и лекции о русской истории" (М., 1846-1857. Т. 1-7), а также "Сочинения" (М., 1872-1876. Т. 1-5). В них, рассматривая начало русской государственности как добровольное "призвание" норманнов, Погодин развивал оригинальную трактовку удельного периода и в целом всей истории России, считая ее бесконфликтной, коренным образом отличающейся от начатой "завоеванием" и движимой социальной борьбой истории Западной Европы.
       Аналогом феодализма, по мнению Погодина, была в России удельная система, принципиально отличная от западноевропейской ленной системы тем, что все русские князья были не сеньорами и вассалами, а членами одной семьи, послушными власти старшего; на Западе город - это колыбель третьего сословия, древнерусский же город есть военный посад, а позднее - административный центр управления; государство в России выступало реформаторской силой, все нововведения осуществлялись "сверху", русский народ - народ-богоносец, имеющий "кроткий, смирный и терпеливый до крайности характер"; православная церковь, также как в Византии, не боролась с государством, а смиренно подчинялась светской власти; в России не было ни аристократии, ни третьего сословия, не было и социальной пропасти между "высшими" и "низшими" классами, русские дворяне свои привилегии получали, служа не сюзерену, а отечеству, России; позже университетское образование любому открывало путь "наверх", заменяя привилегии и грамоты; политическая система Запада основана на законе оппозиции, русский предполагает "совершенную полюбовность"; западные народы "пишут" или "ищут" конституции, а русский народ о них не ведает; на Западе все подчинено форме, всякое движение "заковывается" в правило, а русские "терпеть не могут" никакой формы, "ищут не столько права, сколько правды" и поэтому перед ними всегда открыт путь свободного выбора, изменений по обстоятельствам.
       Пытаясь убедить "в необходимости разъяснения явлений русской истории из нее самой" (Ю.Ф.Самарин), Погодин одним из первых высказал тезис о принципиальном отличии России от Западной Европы, о противоположности представляемых ими начал: "в России - любовь и единение, в Европе - вражда и рознь", при этом он подчеркивал, что "Запад нас не знает и не хочет знать". Свою роль в науке П. связывал с защитой "исторического православия" и "русской своенародности" (т.е. летописи Нестора и "вообще древнего периода", самобытности русского народа и его истории), которые отстаивал в резкой полемике с М.Т.Каченовским, Н.А.Полевым, С.М.Соловьевым, К.Д.Кавелиным, Н.И.Костомаровым, С.А.Гедеоновым и др. оппонентами.
       В ряде работ 30-70-х гг., подчеркивая ненависть Европы к России, разлагающее влияние Запада на славянство, желая "турецким" славянам политической независимости, "австрийским", боровшимся за административное и культурное равноправие,- успеха их федералистских планов и резко негативно оценивая антироссийские выступления поляков, Погодин утверждал, что для спасения своей самобытности все славянские народы должны объединиться в единое государственное целое под эгидой русского православного царя - "Дунайский союз" с центром в Константинополе.
       Для политического и культурного сближения России с остальными славянами Погодин предлагал целый перечень мер, в том числе военных, но главным считал введение единого славянского литературного языка.
Соч.:
       О происхождении Руси. М., 1825;
       Нестор, историческо-критическое рассуждение о начале русских летописей. М., 1839;
       Историко-критические отрывки. 1846. Кн.2. М., 1867;
       Исследования, замечания и лекции о русской истории. В 7 т. М., 1846-1857;
       Норманский период русской истории. М., 1859;
       Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии с примечаниями и объяснениями. В 2 ч. М., 1866;
       Древняя русская история, до монгольского ига. В 3 т.М., 1871-1872;
       Сочинения. В 5 т. М., 1872-1876;
       Борьба не на живот, а на смерть, с новыми историческими ересями. М., 1874;
       Простая речь о мудреных вещах. 3-е изд. М., 1875;
       О модных у нас философских толках. Для наших нигилистов и нигилисток. М., 1875;
       Собрание статей, писем и речей по поводу славянского вопроса. М., 1878.

А.Л.Ширинянц

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:48 UTC