Хренов Николай Андреевич [17.12.1942]

Хренов Николай Андреевич (р. 17.12.1942)
       - специалист в области эстетики и культурологии; доктор философских наук, профессор
       Род. в Н.Новгороде.
       Окончил ВГИК (1968), аспирантуру того же института (1970).
       С 1971 - в институте истории искусств Министерства культуры: младший научный сотрудник,
       с 1976 - старший научный сотрудник,
       с 1982 - ведущий научный сотрудник.
       Кандидатская диссертация - "От законов творчества к законам восприятия" (1973);
       Докторская диссертация - "Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности" (1992).
       С 1987 ведет преподавательская деятельность (Центральный ИПК при Министерстве культуры, Московский государственный университет культуры, ВГИК, школа-студия МХАТ).
       С 1998 - заведующий отделом эстетики и теории искусства (ГИИ) Государственного института искусствознания Министерства культуры.
       С 2000 - заместитель председателя Совета по эстетике и теории культуры ГИИ, главный редактор научного альманаха "Традиционная культура".
       Хренов разрабатывает эстетические, социологические и социально-психологические аспекты искусства и его видов. Особое внимание уделяет процессам функций искусства, его социальным функциям, а также его рецепции (рецептивная эстетика).
       Хренов разрабатывает также культурологические аспекты искусства. В поле его внимания - переходные эпохи в истории культуры и связанное с ними изменение социальных функций искусства. Выявляя в истории особую разновидность перехода - переход от цикла к циклу, Хренов, развивая идеи философии истории П.Сорокина, разработал теорию возврата искусства в моменты бифуркации к удаленным историческим эпохам, на основе которого происходит разрыв с непосредственно предшествующим циклом истории искусства и одновременно скачок в качественно новое состояние. Эта закономерность позволила точнее объяснить смысл происходящих в культуре XX в. процессов. Выявленную закономерность Хренов иллюстрирует возникновением постмодернизма, нуждающегося в осмыслении с точки зрения философии истории и цивилизационной парадигмы.
       Хренов доказывает, что одним из значимых признаков смены циклов оказывается также возникновение множества субкультур и контркультур, в большей или меньшей степени отклоняющихся от ценностного ядра культуры и играющих важную роль в процессах истории искусства. Каждая из них стремится к универсализации соответствующей ей картины мира, что объясняет сопровождающую историю искусства альтернативность. Это позволило объяснить возникающие в истории искусства маргинальные дискурсы, не получающие развития или получающие развитие спустя десятилетия и даже столетия. Картины мира в их субкультурных формах - посредники между культурами, с одной стороны, и картинами мира в их индивидуальных формах, которые и получают выражение в произведениях искусства. Соотнося картину мира с личностью, Хренов, опираясь на традиции Лазурского, Юнга, Гумилева, Маслоу и др., разработал типологию личности.
       Решение задачи, связанной с построением типологии, позволило социальной функции искусства соотнести с субкультурной стратификацией, что представляет важный вклад в разработку проблем эстетики и социологического искусства. Опора на методологию междисциплинарного сотрудничества позволила Хренов дать философское истолкование истории искусства и - шире - культуры, в границах которой развертываются художественные и эстетические процессы.
Соч.:
       Творческий процесс как объект изучения // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980;
       Культурологический аспект художественного процесса XX века // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М., 1994;
       Мещанско-предпринимательская картина мира в русской культуре //Мир психологии. 1996. №4;
       Социальная психология искусства. Теория, методология, история. М., 1998;
       Диалог как проблема групповой и субкультурной дифференциации в городах России XIX - начала XX в. // Социокультурное пространство диалога. М., 1999;
       Пространство и время в контексте становления интегральной культуры XX века (Возникновение картины мира в ее художественных формах) // Мир психологии. 1999. №4;
       Художественная картина мира как культурологическая проблема // Пространства жизни. М., 1999;
       Логика теоретической рефлексии об искусстве в XX веке: постмодернистская парадигма // Теория художественной культуры. Вып.4. М., 2000;
       Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000;
       Логика художественного процесса Нового времени: взгляд из XX века //Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа. СПб., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:38 UTC