Алексеев Сергей Алексеевич [__.__.1871-23.05.1945] {род.1871г.}

Алексеев (псевд.- Аскольдов) Сергей Алексеевич (1871 - 23.05.1945).
       Сын философа А.А.Козлова ("Алексеев" = "сын Алексея"; см. Л. "ИРФ". С.443).
       Род. в Москве.
       Окончил физико-математический факультет и философское отделение Петербургского. университета. Сначала работал экспертом по химии, затем занялся академической деятельностью, исследованием проблем философии.
       В 1902 - один из авторов сборника "Проблемы идеализма".
       С 1908 - член Петербургского религиозно-философского общества. За работу "Мысль и действительность" получил степень магистра философии в Москофском университете. Действительный член Психологического общества.
       В 1918-1920 жил в Казани.
       Вернувшись в Петроград, участвовал в работе Философского общества, сотрудничал в журнале "Мысль" (1922), альманахе "Литературная мысль" (1922-1925).
       До серередины 20-х годов - профессор Политехнического института.
       В 1921 основал тайное религиозное и философское общество, известное как общество С.А.Аскольдова.
       В 1926 оно было переименовано в "Братство св. Серафима Саровского". В 1928 члены братства были арестованы. Алексеев сослан в Коми АССР (Зырянский край).
       С 1935 получил возможность жить в Новгороде, где преподавал математику в средней школе.
       Во время войны находился в оккупации.
       В 1944 с оккупированной территории уехал в Ригу, позже жил в Праге, Берлине.
       В 1944 получил премию за книгу "Критика диалектического материализма".
       Умер в Германии в мае 1945 (его семья всю войну прожила в Ленинграде). Н.П.Ильин (Мальчевский) свидетельствует о последних днях жизни С.А.Алексеева: "разгром Германии застает Аскольдова в Потсдаме, старинной резиденции прусских королей - т.е. в советской оккупационной зоне. Его арестовывают, отпускают, приходят арестовывать снова - но уже не застают живым. Смерть пришла к нему (или он сам пришел к ней?) в середине мая 1945 г." (От отца к сыну // С.А.Аскольдов. Алексей Александрович Козлов. СПб., 1997. С.22).
       Философские взгляды Алексеева формировались под сильным влиянием панпсихизма и персонализма А.А.Козлова. Главное внимание уделял теории познания. Критиковал представление о "гносеологическом субъекте" за его "безличность", подмену индивидуального сознания сознанием вообще; познающий субъект есть субъект индивидуальный. А.Ф.Лосев подчеркивает, что в своих собственных взглядах Алексеев "исходит из учения о чистом опыте как чистом доструктурном качественном основании познания, обладающем непознаваемой и алогичной формулировкой последнего" (Русская философия // "ОИРФ". С.91).
       Алексеев развивал учение о трансцендентности предмета знания и в этой связи - о символичности нашего познания. Гносеологию связывал с проблемами онтологии. Считал, что обычное понимание пространства (как внешнего протяжения вещей) является бедным и символическим, не использующим всего богатства чистого опыта в этой сфере бытия. Как отмечает В.В.Зеньковский, книге Алексеева "Мысль и действительность" "должна быть признана очень ценной по ясности и тонкости анализов в области труднейших вопросов современной гносеологии". Учение о взаимодействии душ лежит в основе его онтологии.
       Алексеев считал, что наряду с обычным временем существует более высокая временная система, в которой прошлое не исчезает, но сохраняет свою жизненность наряду со все растущим новым содержанием. В области бытия, где время относится к этому типу, "вырвано жало смерти".
Соч.:
       Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1900;
       Философия и жизнь // Проблемы идеализма. М., 1902;
       В защиту сверхъестественного //Вопросы философии и психологии. T.V. 1903;
       Христианство и политика. Киев,1906;
       О любви к Богу и к своему ближнему // Вопросы философии и психологии. T.I. 1907;
       А.А.Козлов. М., 1912;
       Идея справедливости в христианстве // Философский сборник Льву Михайловичу Лопатину. М., 1912;
       Время и его религиозный смысл //Вопросы философии и психологии. Кн.117. 1913;
       Мысль и действительность. М., 1914;
       Внутренний кризис трансцендентального идеализма // Вопросы философии и психологии. Кн. 125. 1915;
       О связи добра и зла // Христианская Мысль. Киев, 1916;
       Сознание как целое. Психологическое понятие личности. М., 1918;
       Гносеология. Пг., 1919;
       Философия. Пг., 1919;
       Творчество Андрея Белого //Литературная мысль. Альманах I. Пг., 1922;
       Религиозно-этическое значение Достоевского // Ф.М.Достоевский. Статьи и материалы. Под ред. Долинина А.С. Пг., 1922;
       Аналогия как основной метод познания // Мысль. 1922. №1;
       Время и его преодоление // Мысль. №111;
       Форма и содержание в искусстве слова // Литературная мысль. Альманах III. Л., 1925;
       Дух и материя //Новые вехи. Прага, 1945. №2;
       С.А.Аскольдов. Алексей Александрович Козлов. СПб., 1997.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:36 UTC