Казютинский Вадим Васильевич [11.08.1932]

Казютинский Вадим Васильевич (р. 11.08.1932)
       - специалист в области философии и методологии науки, философских оснований астрономии, космологии; доктор философских наук, профессор
       Род. в Киеве.
       Окончил физический факультет Киевского государственного университета (1956) по специальности "астрономия", аспирант ИФ АН СССР (1961).
       Работал старшим лаборантом (1956-1958);
       с 1962 - в ИФ АН СССР (РАН): младший, старший (с 1968), ведущий (с 1990) научный сотрудник.
       Докторская диссертация - "Традиции и революция в современной астрономии" (1993).
       Действительный член Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (1991).
       Область научных интересов Казютинского - философия и методология науки, проблема взаимосвязи традиций и революций в научном познании; философские основания астрономии, космологии, поиска внеземных цивилизаций; исследования русского космизма, особенно космической философии К.Э.Циолковского в контексте мировой культуры. Изучение взаимосвязи традиций и революционных сдвигов в науке привело Казютинского к выводу, что оба типа изменений в науке всегда сосуществуют. Один из них может оказаться на каком-то этапе доминирующим; тогда и применяют термин "Научная революция", но в смысле, резко отличном от революции социальной.
       На основе этой идеи разработана модель динамики современной астрономии, рассмотрены основания и реконструированы механизмы концептуальных изменений коперниканской, ньютоновской, канто-лапласовской, фридмановской, "бюраканской" и других исследовательски программ. Анализ понятия "мир" в философских контекстах и понятия "Вселенная" в космологии привел Казютинского к выводу о глубоком различии их смысла. Вселенная не может рассматриваться как "все существующее" в смысле некоего абсолюта; это лишь относительная и преходящая граница познанного в мегамире, т.е. "все существующее" лишь с точка зрения данной модели или теории. Исходя из этого выдвинут принцип множественности вселенных, реализованный сейчас в квантовой космологии. Значит, внимание было уделено интерпретации различных формулировок антропного принципа (АП): сильного и слабого АП, финалистского АП в неквантовой и квантовой космологии.
       Изучение космической философии К.Э.Циолковского привело Казютинского к выводу, что ее основные идеи и смыслы возникли на пересечении философских традиций Запада и Востока; антиномичность этой концепции предвосхищает антиномии культуры конца XX в.
Соч.:
       Рождение миров (философские проблемы современной космогонии). [В соавт.]. М., 1961;
       Революция в астрономии. М., 1968;
       Философские проблемы космологии. М., 1970;
       Вселенная, астрономия, философия. М., 1972;
       Методологические и мировоззренческие аспекты антропного (антропологического) принципа в космологии // К.Э.Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986;
       Публичная "казнь" релятивистской космологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1990;
       Вселенная в "человеческом измерении" // Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М., 1991;
       Космическая философия К.Э.Циолковского и постнеклассическая наука // Космонавтика и перспективы человечества: философско-социальный аспект. М., 1991;
       Космогония в руках идеологии // На рубежах познания Вселенной. М., 1992;
       Миры культуры и миры науки: эпистемологический статус космологии // Социокультурный контекст науки. М., 1998;
       Истина и ценность в научном познании // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб., 1999;
       Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации // Философия, наука, цивилизация. М., 1999.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:34 UTC