Басин Евгений Яковлевич [26.07.1929]

Басин Евгений Яковлевич (р. 26.07.1929)
       - философ и психолог; доктор философских наук, профессор. Академик Международной академии информатизации. Заслуженный работник культуры РФ.
       Род. в Томске.
       Окончил отделение логики и психологии филологический факультета Москоского городского педагогического института им. В.П.Потемкина (1952).
       Преподавал логику и психологию в школах Москвы.
       Научный сотрудник сектора эстетики ИФ АН СССР (1959-1964),
       доцент кафедры философии Московского технологического института легкой промышленности (1964-1972).
       Научный сотрудник сектора эстетики Всесоюзного НИИ искусствознания (1977-1986).
       С 1987 по настоящее время - заведующий кафедрой гуманитарных и социальных наук Московской государственной академии художеств института им. В.И.Сурикова.
       Кандидатская диссертация - по философии, посвящена проблеме знаковости языка в истории философии. (1956);
       Докторская диссертация - "Критический анализ семантической философии искусства" (1974).
       Одна из главных областей научно-исследовательской работы Басина - анализ семантической эстетики, использующей понятие языка, символа и знака при характеристике искусства. Семантическая эстетика, базирующаяся на философской интерпретации лингвистических, семиотических и аксиологических аспектов знаков искусства, трактуется Басиным как единое направление - семантическая философия искусства, в то же время связанная с национальной философии и эстетическими школами (неопозитивизм, неокантианство, неогегельянство и др.).
       Корни этого направления Басин видит не только во всеобщей лингвистической ориентации философии, характерной для многих течений западной философии XX в., и не только в некоторых особенностях развития искусства XX в. (авангардистские тенденции), но и в философско-эстетических учениях прошлого, начиная с античности и до Гегеля включительно.
       В центре исследований Басин по психологического искусства - проблема личностного подхода, согласно которому главная проблема психологии искусства - проблема "Я и форма". Такой подход позволяет сосредоточить внимание на проблеме эмпатии, понимаемой не просто как "сопереживание", а как главный психологический механизм моделирования художеств. Я - иерархической системы воображенных Я, регулирующих творческий художественный процесс (кибернетический аспект); на трактовке художественной фантазии как неразрывно взаимосвязанных процессов воображения и эмпатии; на доказательстве, что эмпатия - это не один из приемов искусства, а закономерность художественно-творческого процесса творца и перципиента (зрителя, слушателя); на выявлении специфики не только художественные эмоции (эмотивистский подход), но художественной психологии в целом (личностный подход!) - главном предмете психологии искусства.
Соч.:
       Проблема знаковости языка в истории философии // "Философские науки" 1962. №6;
       О природе изображения // "Вопросы философии" 1968. №4;
       Семантическая философия искусства. М., 1973 (2-е изд., на англ. яз., 1978, 3-е - 1998);
       "Двуликий Янус" (о природе творческой личности). М., 1996;
       Коммуникативное молчание // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997;
       Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М., 1999;
       Художественная эмоция // Творчество в искусстве - искусство творчества. М., 2000;
       Эмпатия и художественное творчество. М., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:28 UTC