Шестов Лев [12.02.1866-20.11.1938]

Шестов Лев (псевд. настоящие имя и фамилия - Лев (Чегуда Лейб) Исаакович Шварцман) [31.01(12.02). 1866-20.11. 1938]
       - философ, литератор.
       Род. в Киеве, в семье известного фабриканта-миллионера.
       Учился на математическом отделении Московского университета, затем перешел на юридический факультет; закончил образование в Киеве в 1889.
       В 1895-1914 жил преимущественно в Австрии, Германии, Франции, Швейцарии.
       С 1914 - в Москве. Активный участник Московского психологического общества.
       С 1918 - в Киеве, где читал курс древней философии в Народном университете.
       В 1919 - приват-доцент в Таврическом университете (в Симферополе).
       Один из ведущих членов Вольной философской ассоциации в Петрограде.
       В 1920 вместе с семьей выехал за границу - в Константинополь, затем в Геную, Париж, Женеву.
       С 1921 жил в Париже. Преподавал в Парижском институте славянских иссл. в Сорбонне.
       С 1922 по 1936 - профессор литературы в Парижском университете. На протяжении 15 лет читал курс философии на русском исторически-филологический факультете Парижского университета.
       Выезжал в др. страны. Дружил с Э.Гуссерлем (познакомились в 1928 в Амстердаме), был знаком и вел переписку с М.Хайдеггером, М.Бубером, Л.Леви-Брюлем.
       Умер в Париже.
       Главной задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой жизни. Критиковал традиционную философию, предлагая переместить точка зрения с мироздания на личность, заменить ориентацию на мышление ориентацией на существование человека. Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире, Шестов, как отмечается в литературе, обращался к священному писанию, взглядам Паскаля, Кьеркегора, Ницше, Достоевского; критиковал рационализм в философии, этике и даже в теологии. Истину понимал как глубоко личностную, необщезначимую. Разрабатывал "философию трагедии". Полагал, что разум и наука, исследующие необходимое и полезное в обыденной жизни, не представляют подлинной ценности для личности, что они равнодушны к страданиям человека и делают его рабом необходимости, лишают возможности творчества.
       В более позднем творчестве Шестов обращается к религии, усматривая в откровении путь к личному спасению, к подлинной истине и свободе. Традиционному философскому умозрению, берущему начало в Греции (Афины) и выражающему капитуляцию падшего человека перед отвлеченными истинами, Ш. противопоставляет откровение Ветхого Завета (Иерусалим)

П.В.Алексеев

       * * *
       Широко распространено мнение (его придерживался и сам философ) о близости Шестова к экзистенциализму, об экзистенциалистском, по существу, характере его философии. Действительно, значимость "индивидуального, отдельного" бытия с его "радостями и горем" является и предпосылкой, и следствием практически всех онтологических, эпистемологических и этических рассмотрений Шестова. Те же, кто видит в Шестове. прежде всего эпистемолога, вправе ссылаться на то обстоятельство, что тема знания, путей обретения знания и форм его выражения является "сквозной" темой философии Ш.
       В.В.Зеньковский настаивал, что "...за вычетом нескольких мотивов творчество Шестова уходит совсем в сторону от "экзистенциализма" (в обеих его формах - атеистического и религиозного). По существу же Шестов является религиозным мыслителем, он вовсе не антропоцентричен, а теоцентричен (как, может быть, никто в русской философии,- кроме, конечно, религиозных философов школы Голубинского, вообще нашей "академической" философии)" (3. "ИРФ". Т. II. 4.2. С.82). Так или иначе, через творчество Шестова, говорит ли он об истории философии познании, ценностях, вере, проходит противопоставление "порядка", "необходимости", "вынуждающей и неизменной истины", "общего", с одной стороны, "хаосу", "случайности", "единичному" (индивидуальному), "воле" и "свободе" - с другой Шестов исследует становление и различные аспекты традиции, которая может быть названа "логоцентристской" - т.е. традиции, отдающей приоритет всеобщим законам, необходимости, вечным истинам и соответственно ориентированной на строгое познание, выработку законченных концепций, предполагающей логичность и последовательность их изложения.
       Существенным фактором, определяющим господство мировоззрения такого типа, Шестов считает "практические выгоды, приносимые гипотезой закономерности, возможности предвидения и господства над природой". Однако онтология мышления, как ее описывает Шестов, не укладывается в рамки "логоцентризма". Мышление индивида по природе своей свободно (спонтанно), мысль возникает (а часто и утверждается), не испрашивая разрешения ни у логики, ни у этики: "Раз мысль явилась - открывай ворота".
       Ценность мысли изъясненной не определяется ее включенностью в законченную систему - свободная мысль не должна приноситься в жертву "идее" и "последовательности". В "Апофеозе беспочвенности" философ пишет: "Для обыкновенной житейской практики законченность по-прежнему останется неизменным догматом. Дом без крыши точно никуда не годится... Но незаконченные, беспорядочные, хаотические, не ведущие к заранее поставленной разумом цели, противоречивые, как сама жизнь, размышления - разве они не ближе нашей душе, нежели системы, хотя бы и великие системы, творцы которых не столько заботились о том, чтобы узнать действительность, сколько о том, чтобы "понять ее"?" Шестов критиковал идею "понимания" как предполагающую избавление познающего ("понимающего") от всего индивидуального, личностного, необъективного. Он подчеркивал роль индивидуальности в бытии смысла ("Два правоверных мусульманина клянутся не одним, а двумя Аллахами. Хуже того, каждый мусульманин сегодня чтит уже не того Аллаха, ради которого он вчера рисковал своей жизнью"; "ответственность" в понимании Наполеона и Достоевского - совершенно разные вещи: то, что мог понимать под "ответственностью" первый, второй скорее назвал бы "безответственностью".- Соч. в 2 т. Т.1. М., 1993. С. 130).
       То, о чем говорится в библейской притче о смешении языков, в интерпретации Шестова оказывается верным в отношении не только разных народов, но и разных индивидов. Вопрос о знании связан у Шестова с вопросом о ценностях. "Тревога гносеолога: отчего то, что есть, не соответствует тому, что мы хотели бы, чтобы было?" - буквально пронизывает все его онтолого-эпистемологические рассмотрения. Эта тревога не позволяет ему принять в качестве основ бытия и конечных целей познания "ничего не смыслящую необходимость", "не внемлющие увещеваниям", неизменные, принуждающие истины. Философ не может примириться с гносеологической и онтологической равнозначностью истин, различные в ценностном отношении ("собаку отравили" и "Сократа отравили"), как не может примириться и с тем, что "свободная" человеческая мысль успокаивается в своих исканиях, когда ей кажется, что она оказалась в царстве неизменной закономерности, когда свобода осознается как разумная необходимость: "Обычно ведь разумной необходимостью называют всякую непреодолимую необходимость. Но последнее обстоятельство искусно замалчивается - и не напрасно. В глубине человеческой души живут неистребимая потребность и вечная мечта - пожить по своей воле. А какая это своя воля, раз разумно, да еще необходимо? Такая ли своя воля бывает? Человеку же больше всего на свете нужно по своей, хоть по глупой, но по своей, воле жить. И самые красноречивые, самые убедительные доказательства остаются тщетными" (Власть ключей // Соч. в 2 т. Т.1. С.612).
       Шестов говорит об уровне бытия (скрывающейся в глубинах бытия "действительности"), где меняется природа необходимости, где логические законы "остаются спокойными, когда звуки отяжелевают и становятся на дыбы, когда казнят праведников", где необходимость подчинялась бы человеческой воле. Узнать о существовании такой действительности невозможно, принимая правила "логоцентристского" мировоззрения. О ней говорит людям Библия, которая ставит истину в зависимость от воли Божьей. Бог властен устанавливать и отменять законы, делать бывшие (имевшие место) события небывшими (не имевшими места). Для ее постижения требуется вера - "то измерение мышления, при котором истина радостно и безболезненно отдается в вечное и бесконтрольное распоряжение Творца: да будет воля Твоя. Воля того, кто в свой черед безбоязненно и властно возвращает верующему утраченную им силу...".
       Шестов подчеркивает различие между верой ("величайшим даром", "непостижимой творческой силой") и доверием человека к наставнику, родителям и т.п., которое есть только "суррогат знания", "знание в кредит".

И.Ю.Алексеева

Соч.:
       Собрание сочинений в 6 т. СПб., 1898-1912;
       Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше (Философия и проповедь). СПб., 1900;
       Достоевский и Ницше. Философия трагедии. СПб., 1903;
       Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления). СПб., 1905 (Л., 1991);
       Начала и концы. СПб., 1908;
       Великие кануны. СПб., 1910;
       Самоочевидные истины. М., 1917;
       Что такое русский большевизм. Берлин, 1920;
       Преодоление самоочевидностей (К 100-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского) // Современные записки. Париж. Кн.8. 1921; Кн.9, 10. 1922;
       Дерзновения и покорности // Современные записки. Париж. Кн.13. 1922; Кн.5. 1923;
       Власть ключей. Берлин. 1923;
       Гефсиманская ночь (философия Паскаля) // Современные записки. Париж. Кн.XIX. 1924;
       Сыновья и пасынки времени (Исторический жребий Спинозы) // Современные записки. Париж. Кн.25. 1925;
       Умозрение и апокалипсис (религиозная философия Вл.Соловьева) // Современные записки. Париж. Кн.ЗЗ. 1927;
       На весах Иова. Странствования по душам. Париж, 1929;
       О втором измерении мышления // Современные записки. Кн.43. 1930;
       Скованный Парменид. Париж, 1932;
       Миф и истина (К метафизике познания) // Путь. Париж. Кн.50. 1936;
       Афины и Иерусалим. Париж, 1938;
       Киркегард и экзистенциальная философия. Глас вопиющего в пустыне. Париж, 1939 (М., 1992);
       Умозрение и откровения. Париж, 1964;
       Sola fide (Только верою). Париж, 1966;
       Сочинения в 2 т. Т.1,2. М., 1993;
       Избранные соч., М., 1993;
       Сочинения М., 1995;
       Сочинения в 2 т. Т.1, 2. Томск, 1996.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:28 UTC