Яковенко Борис Валентинович [24.05.1884-16.01.1949]

Яковенко Борис Валентинович [24.05(06).1884-16.01.1949]
       - философ, публицист.
       Род. в Твери.
       Отец - Яковенко Валентин Иванович - писатель, интересовавшийся также проблемами филос (им написаны книги для серии "ЖЗЛ" о Т.Карлейле, Т.Море, О.Конте и др.); после смерти известного книгоиздателя Ф.Павленкова - продолжатель его дела.
       По окончании петербургской гимназии Якобсон учился в Сорбонне и Свободном русском университете в Париже.
       В 1903-1905 - студент естественного факультета Московского университета. Арестовывался за участие в студенческом революционном движении; после освобождения выехал из России.
       В 1906-1908 учился в Германии, в Гейдельберге (у Виндельбанда) и Фрейбурге (у Риккерта).
       В 1910 возвратился в Россию, был сотрудником русскогоотделения международного журнала "Логос".
       В 1912 вновь арестовывается, содержится в одиночной камере Бутырской тюрьмы.
       В 1913 вместе с семьей выехал в Италию, жил близ Генуи, затем в Риме, где работал в русском посольстве, а также занимался публицистической деятельностью, издавал журнал "Ла Руссиа нуова".
       В 1924 по приглашению Т.Г.Масарика и особенно в связи с распространением фашизма в Италии переехал в Чехословакию, где занимался научной и редакторской работой. Участник международных философских съездов, в 1930 избран в число членов постоянного Комитета философских съездов. Издавал на немецком языке журнал "Русская мысль", а также (с 1935 до 1944) Интернациональную философскую библиотеку (на языках авторов).
       Якобсон задумал создать серию монографий о наиболее выдающихся мыслителях России. Он предполагал написать работы о Чаадаеве, Хомякове, Киреевском, Герцене, Белинском, Лаврове, Чичерине, Вл.Соловьеве, Достоевском, Толстом, Н.Федорове и др. К середине 40-х гг. удалось написать большую книгу о Белинском. Он считал, что именно Белинский положил начало в России подлинному философствованию. Книга была посвящена памяти Т.Масарика. На ее издание у Якобсона ушло много сил. Осложнение ситуации в Чехословакии сказалось на судьбе книги и на состоянии здоровья Якобсон. Книга была полностью подготовлена к изданию в 1948, к столетию со дня смерти Белинского, но выпустить ее тогда в свет не удалось.
       В начале 1949 Якобсон скончался. Умер в Праге.
       Основным направлением исследований Якобсона была история философии, преимущественно русской. Ей он посвятил главные свои труды и прежде всего "Историю русской философии", вышедшую на чешском языке в Праге в 1938.
       По его мнению, философия в большей мере, чем другие области культуры, упорядочивает хаос жизни, вносит в нее смысл и единство. Сама культура в центре своем имеет философию. Нет вообще такой культурной сферы, в которой философская мысль не находила бы себе применения, более того, где бы она, по Якобсону, не оказывалась бы первенствующим фактором и не получала бы руководящей роли. Будет ли это наука, искусство, государство или религия; будут ли то более частные подразделения этих коренных, существенных сфер культуры и культурного; будет ли то культура в ее целом, т.е. в синтезе и связи всех своих отдельных стадий и тенденций, как она осуществляется в жизни и истории отдельных народов и всего человечества, повсюду философская мысль, отмечает он, является началом направляющим, освещающим, объединяющим. Культура, всякое проявление культуры, стоит изначально под знаком смысла и постижения, а философская мысль столь же изначально являет собою высшее напряжение постигающего осмысления. Сама философия обнаруживает себя в качестве трансцендентальной сущности жизни и культуры. На протяжении всей своей истории философия обнаруживает неустанное и уверенное старание проникнуть в Сущее, объять его и раскрыть: каждое сущее и все сущее. Наличие множества направлений в философии не ослабляет, а укрепляет ее; в них испытываются все новые и новые постановки проблем, их решения, их методы. Она саморасширяется, самопополняется и саморазвивается. Философская мысль неизменно живет и движется в периодических циклах. Сами циклы различны; наиболее значимы циклы эпохальные - у целых народов и культур.
       Философия есть наука и высшая мудрость. Основным критерием ценности любого философского движения, диктуемым самим внутренним ходом мирового развития философии, является одновременное наличие в нем и глубокого традиционализма и смелой оригинальности. Подлинные философские новшества тесно связаны с прошлым: они растут из него.
       До середины прошлого столетия в России философия слабо развивалась как система категорий, но в ней было множество интересных проблем. Достоевский, Толстой, Вл.Соловьев и др. философы показали мощь национальной философии, связанной со всем человечеством. В книге "Очерки русской философии" Якобсон указывает, что былая неоригинальность русской философии теперь сменяется оригинальностью. В начале XX столетия уже заложены основы оригинального и творческого - выступление русской философии. История философии есть процесс восхождения к тому, чтобы все множественные истинные моменты получили значение моментов системы Абсолютного, на чем завершится философия как наука - единая по предмету (Сущее), по методу (критический интуитивизм) и по проблеме (отношение Единого и многого); она начиналась с осознания дуализма субъекта и объекта, а жизнь, вечно внося субъективную непосредственность в философское познание, вечно возобновляла различные его формы, мнимо преодолеваемые в монистических построениях.
       Собственную мировоззренческую и теоретико-познавательную концепцию, как она сформировалась у Якобсона к началу второго десятилетия XX в., он сформулировал в следующих главных ее положениях. "Все и каждое сущее является содержанием познания (имманентный гносеологизм против трансцендентного космизма); для того, чтобы все и каждое сущее познать в его истинной сущности, необходимо при помощи критического анализа очистить, освободить данное содержание от схематизма и предрассудков практической жизни, чувственного восприятия, научно-гипотетического значения, религиозной веры и так далее (критицизм против всякого возможного догматизма); главными, подлежащими анализу предрассудками являются: по содержанию - натурализм (перцептивизм, проективизм, субстанциализм), антропоморфизм, психологизм, интенционализм; по форме - дуализм и понятый как специфическое образование последнего монизм (феноменологический плюрализм против натуралистического дуализма); все и каждое сущее познается большей частью независимо от догматических схем и предрассудков и менее всего подвержено их воздействию в разумном созерцании, достигаемом каждый раз в критическом анализе (трансцендентальный интуитивизм против сенсуализма, интеллектуализма и теологизма); в таком разумном созерцании абсолютно многообразное все присутствует таким, каково оно есть на самом деле (философский абсолютизм против всех форм релятивизма и агностицизма).
       В своей критике противостоящего религиозно-философского течения Якобсон неоднократно подчеркивал, что оно насыщено догматическим натурализмом, что в нем не обнаружено никакой типичной для русских оригинальности мысли и что его отличает неудовлетворительное и неточное знание новой философии (в особенности философии XIX и XX вв.)" Б.В.Яковенко "Мощь философии". СПб., 2000. В последующем десятилетии мировоззренческая позиция Якобсона существенно не изменилась. Как и раньше, говорит о себе Я., он "...совершенно определенно настаивал на неограниченной автономии в себе самом покоящегося философского разума и на познаваемости сущего вне всех возможных форм его натуралистического субстанциирования. Это привело к трансцендентально-плюралистической концепции, постигаемой на путях критико-интуитивистского феноменологизма" (Там же. С.862-863).
Соч.:
       К критике теории познания Риккерта // Вопросы философии и психологии. 1908. Кн.93 (3);
       Теоретическая философия Г.Когена //Логос. Кн.1. 1910;
       О Логосе // Логос. Кн.1. 1911;
       Что такое философия? Введение в трансцендентализм // Логос. Кн.2, 3. 1911-1912;
       Об имманентном трансцендентализме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще // Логос. Кн.1-2. 1912-1913;
       Учение Риккерта о сущности философии //Вопросы философии и психологии. Кн.119-120. 1913;
       Философия Эд.Туссерля // Новые идеи в философии. СПб., 1913. Сб.З;
       Путь философского познания //Логос. Кн.1. 1914;
       Основные идеи теоретической философии И.Г.Фихте // Вопросы философии и психологии. Кн.122. 1914;
       Наукоучение // Вопросы философии и психологии. Кн.122. 1914;
       Предмет знания. Пг., 1915;
       Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1917;
       Философия большевизма. Берлин, 1921 (2-е изд.-Мельбурн, 1977);
       Очерки русской философии. Берлин, 1922;
       Очерки американской философии. Берлин, 1922;
       Десять лет русской философии //Логос. Кн.1. 1925;
       Мощь философии // Логос;
       Vom Wesen des Pluralismus. Bonn, 1928;
       Zur Kritik der Dialektik //Der russishe Gedanke. №1, 2. Bonn, 1929;
       Zur Kritik des Psychologismus //Der russische Gedanke. №1, 3. Bonn, 1930;
       Vom Wesen der Philosophie // Erganzungsband V. zur "Der russische Gedanke". Prag, 1935 (Auch als "Besondere Beilage". №6, zur ((Internationale Bibliothek fur Philosophie. Melbourn, 1970);
       Geschichte des Hegelianismus in Russland. 1820-1850. Band I. // Ergdnzungsband YI. zur Zfr. "Der russische Gedanke". Prag, 1937-1938;
       Dejiny ruske filosofie. Praha, 1938; Vissarion Grigorievic Belinskij. Melbourne, 1986;
       Тридцать лет русской философии (1900-1929) // "Философские науки" 1991. №10 (пер. работы, опубликованной в журнале "Ber mssische Gedanke". 1930. №З;
       Мощь философии (сб. статей: 1) Что такое философия; 2) Из истории философской классики; 3) О русской философии). СПб., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:20 UTC