Розова Сталя Сергеевна [18.12.1932]

Розова Сталя Сергеевна (р. 18.12.1932)
       - специалист в области гносеологии, эпистемологии и философии науки; доктор философских наук, профессор
       Род. в Ленинграде.
       Окончила философский факультет Ленинградского университета (1955) и аспирантуру по кафедре философии Новосибирского университета.
       С 1958 работала на кафедре философии СО АН СССР (лаборант, ассистент), затем - на кафедре философии Новосибирского государственного университета (старший преподаватель, доцент, с 1988 - профессор). Преподает на философском факультете Новосибирского государственного университета, заведующий кафедрой философии Новосибирского гуманитарного института.
       Докторская диссертация - "Гносеологический анализ классификационной проблемы в современной науке" (1986).
       В трудах Розова на базе теории социальных эстафет М.А.Розова и возникших на ее основе эстафетных моделей знания, науки и культуры сделана попытка построить эстафетную модель классификации, выявить традиции трансляции социального опыта, взаимодействие которых привело к появлению особой родо-видовой организации ячеек социальной памяти. Классификация предстала как особая структура социальной памяти, исторически сложившаяся в результате стихийных процессов трансляции опыта жизни и деятельности людей, что привело к формированию классификационного взгляда на мир и классификационных структур речи и мышления, а затем получила еще ряд социокультурных способов существования - форму логической операции деления понятий, форму метода эмпирического научного исследования и даже форму представления научной теории несмотря на то, что классификация во многих отношениях выступает антиподом научной теории. Феномен естественной классификации оказался социокультурным продуктом, выражающим потребность людей в хорошо устроенной социальной памяти, а классификационная проблема - особым рефлексивным механизмом теоретизации науки.
       В работах Розова проанализирована проблема онтологизации знания, лежащая в основании возникновения феномена научной онтологии в рамках становления классической науки и раскрывающая социокультурную природу предметной реальности науки.
       Работы Розова посвящены попыткам приложения теории социальных эстафет и куматоидной онтологии к анализу процессов, происходящих на рубеже классической и неклассической науки, в ходе аксиологических сдвигов в ориентациях ученых, все более осознающих социокультурную природу всех сторон и аспектов научной деятельности, человекотворческий характер объективной научной истины, ограниченность натуралистической методологии.
       Розова с коллегами собрали и проанализировали фактический материал, сохраняющий историю работы в Новосибирском Академгородке в 60-е и 70-е годы семинара М.А.Розова по эпистемологии и философии науки. История семинара важна как фрагмент "теневой" философии в истории нашей философской мысли эпохи тоталитаризма.
Соч.:
       Научная классификация и ее виды // "Вопросы философии" 1964. №8;
       Философское осмысление классификационной проблемы // "Вопросы философии" 1980. №8;
       Методологическая деятельность ученого //Методологические проблемы науки. Новосибирск, 1981;
       Проблема предмета методологии науки //Проблемы методологии науки. Новосибирск, 1985;
       Философская культура ученого как феномен взаимодействия философии и науки // Проблемы методологической культуры ученого. Новосибирск, 1986;
       Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, 1986;
       Классификационная проблема как рефлексивный механизм теоретизации науки // Классификация в современной науке. Новосибирск, 1989;
       Исследование классификации и классификационной проблемы // На теневой стороне. Новосибирск, 1996;
       Проблема онтологизации // На теневой стороне. Вып.2. Новосибирск, 1997;
       Домашний семинар по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке // Летняя философская школа "Бурмистрово-99". Новосибирск, 1999;
       Проблема способа бытия философии в культуре // Проблема способов бытия объектов исследования в гуманитарных и естественных науках. Новосибирск, 2000;
       Несогласие как феномен, за которым стоят сущностные механизмы жизнедеятельности науки // Феномен несогласия в науке и культуре. Новосибирск, 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:14 UTC