Несмелов Виктор Иванович [13.01.1863-__.06.1937] {ум.6.1937г.}

Несмелов Виктор Иванович [01(13).01.1863-06.1937]
       - богослов, философ, занимавшийся в основном проблемами философской антропологии.
       Род. в с. Курдюма Саратовского уезда Саратовской губ., в семье священника.
       Окончил Казанскую Духовную академию (1887).
       Доцент (1888), экстраординарный профессор (1895), ординарный профессор (1898) по кафедре систематической философии и логики Казанской Духовной академии.
       С закрытием Казанской Духовной академии в 1919 и вследствие отказа удовлетворить прошение Несмелова о назначении его профессором общественных наук Казанского. университета (1921) он остался без работы (правда, в период полулегального существования этой академии - до 1923 - он, как свидетельствуют источники, исполнял обязанности ректора академии).
       Летом 1931 арестовывался. На него заводится "дело" в связи с "обнаружением" Всесоюзного и административного центра контрреволюционной церковно-монархической организации "Истинно-православная церковь" и их филиала в Татарии.
       В отчете о допросе Несмелова 22 июня 1931 приведены его слова о том, что с теорией материализма он "не согласен". В своих беседах имен Маркса и Ленина не упоминал, т.к. не считал их философами. "К.Маркс с точка зрения философа-мыслителя,- говорил Несмелов,- самый жалкий немецкий бюргер. В таком свете я только могу оценивать К. Маркса и Ленина" (сведения из отчета о допросе Несмелов даны по кн.: Бажанов В.А. "Прерванный полет. История "университетской" философии и логики в России". М., 1995. С.75).
       Первые занятия философией склоняли Несмелова в сторону эмпиризма; он сначала отрицал возможность метафизики, скептически относился к "разумному" обоснованию религиозной веры. В дальнейшем направил свои усилия на соединение веры и науки. Готовя свою диссертацию "Догматическая система Св. Григория Нисского", Несмелов углубился в проблемы философской антропологии.
       Как отмечает В.В.Зеньковский, замысел Несмелов очень приближался к тому, что ныне называют "экзистенциальная философия". У Несмелов его религиозное сознание своеобразно осветило проблему человека,- из этой основной, характерной для Несмелов, интуиции развилось все его религиозное и философское сознание.
       Несмелов строит систему, чтобы "научно" выразить свою основную интуицию, в которой и надо искать ключ ко всем его философским и богословским построениям; здесь как раз и заключено, по Зеньковскому, все наиболее важное и ценное, что дал Несмелов. Впрочем, не то важно, как он пытался выразить философски основные учения христианства, - здесь есть много спорного и одностороннего, - а именно то, что он пытался философски выразить то, что открывает нам христианство в человеке.
       Для него, как и для М.М.Тареева, характерно положение о центральности духовного опыта человека, учение о том, чем живет человек, какова его реальность. Не только в том дело, чтобы "познать" человека, но и в том, чтобы соответственно этому осмыслить и направить свою жизнь. Процесс познания возникает собственно не из потребностей мысли, а из потребностей жизни. Поэтому корни философии не в положительных знаниях о мире, а в познании человека о самом себе; задача философии - в построении живого мировоззрения. Философия есть наука о человеке как носителе разумных основ и выразителе идеальных целей жизни.
       Человек же, считает Несмелов, свободен идеально, насколько он стремится к свободе, и свободен реально, насколько фактически осуществляет в своей жизни идеал свободы. Ценность этого идеала выражается не столько его практическим значением, сколько той ролью, которую этот идеал играет во внутреннем развитии человеческой личности: "В идее свободы "Я" осуществляется не как пассивное сознание и выражение особности человека от окружающих его предметов, а как живая энергия, которая существует сама по себе, независимо от всех данных условий жизни, и утверждается сама для себя, независимо от всех единичных состояний сознания, т.е. "Я" осуществляется не как животная особь, а как свободная личность, могущая не только переживать известные выражения жизни, но и творить все содержание жизни своею собственною властною волей. В силу же такого самоопределения человек перестает быть тем, что он фактически есть, и становится тем, чем он желает быть и чем стремится быть".
       В литературе о Несмелове указывается, что его антропологические идеи в определенной степени предвосхитили экзистенциализм Н.А.Бердяева.
Соч.:
       Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887 (СПб., 2000);
       Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения // Православный собеседник. 1895. №6, 7;
       О цели образования // Православный собеседник. 1898. №2;
       К вопросу о цели образования (ответ критику...) // Православный собеседник. 1900. №1;
       Наука о человеке. T.I. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань, 1898, 3-е изд. 1905;
       Наука о человеке. Т.II. Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1903; 2-е изд. 1907 (фрагмент из главы V 1-го тома - "Процесс познания и развития жизни" - опубликован в журнале "ФН". 1991. №2);
       Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913;
       Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения // Смысл жизни. Антология. М., 1994;
       Наука о человеке. Т. 1-2. Казань, 1994; СПб., 2000.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:47:06 UTC