Солоневич Иван Лукьянович [26.11.1891-24.04.1953]

Солоневич Иван Лукьянович [14(26).11.1891-24.04.1953]
       - историк, социолог, публицист, видный представитель монархического идейного крыла русской эмиграции.
       Род. в с.Рудники Пружанского уезда Гродненской губ.
       Окончил в 1916 юридический факультет Петроградского университета. Работал в журнале "Новое время", служил в Белой армии. Заболев тифом, не смог эмигрировать из России после поражения Белого движения.
       В советский период работал журналистом, инструктором по спорту. В числе других репрессированных направлен на строительство Беломорканала.
       В 1934, сумев усыпить бдительность охраны, бежит в Финляндию. Обосновался в Софии, где вступил в контакт с монархическими кругами эмиграции. Перед Второй мировой войной переехал в Германию. С началом войны вынужден был уехать в Аргентину. Издавал в Буэнос-Айресе газету "Наша страна", занимался историко-публицистической деятельностью.
       Умер и похоронен в Буэнос-Айресе.
       В своем центральном произведении "Народная монархия" Солоневич развивает доктрину, согласно которой не существует никаких всеобщих исторических и социологических законов. Каждый народ имеет свой неповторимый исторический путь, государство и культуру, детерминируемые спецификой его национального характера. Национальный характер представляет собой "некую сумму, по-видимому, наследственных данных, определяющих типическую реакцию данной нации на окружающую ее действительность. Эта действительность, по-видимому, не имеет никакого влияния на общий склад национального характера: в одних и тех же исторических и геогафических условиях разные народы действуют... по-разному". Доминанты национального характера реализуются народом инстинктивно и могут быть реконструированы лишь посредством беспристрастного анализа исторических фактов.
       Любые попытки национального самосознания, предпринимаемые гуманитарной интеллигенцией, всегда ошибочны и ущербны, всегда искажают реальные национальные доминанты в силу оторванности интеллигенции от своих корней. "Настоящая реальность таинственной русской души - ее доминанта - заключается в государственном инстинкте русского народа, или, что почти одно и то же, в его инстинкте общежития". Русскому инстинкту имперского государственного "общежития" в наибольшей степени соответствует монархическая форма правления, которая "исторически возникла в результате восстаний низов против боярства и пока она существовала - она всегда стояла на защите именно низов".
       По мнению Солоневич, трагедия России началась с отказа от народной монархии при Петре I. Введение крепостничества и отрыв образованного слоя (дворянства и интеллигенции) от своего народа привели в конце концов к большевистской революции и "советскому крепостничеству". Идеал российской государственной политики Солоневич видел в столыпинских реформах, надежды на возрождение России связывал с монархической властью, подкрепленной системой регионального и корпоративного самоуправления, "гражданской и хозяйственной свободой для всех граждан Империи".
       Для стиля Солоневич характерна резкость суждений.
Соч.:
       Народная монархия. Буэнос-Айрес, 1973, (репринт-М., 1991, Минск, 1998).

А.В.Иванов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:46:54 UTC