Акулов Иван Иванович
[07.09.1922-25.12.1988]

  Другие персоны с фамилией Акулов
Другие персоны с именем Иван
Кто родился в этот день 07.09
Кто родился в этот год 1922

       [7.9.1922, д.Уросово близ Туринска Свердловской обл.— 25.12.1988, Москва]
       — прозаик.
       Родился в крестьянской семье. После окончания школы учился в сельскохозяйственном техникуме. В 1942 окончил военное пехотное училище и до самого конца Великой Отечественной войны находился на фронте. Дважды был ранен. День Победы встретил в Кенигсберге. «Мое начальство хотело, чтобы я поехал учиться в военную академию,— вспоминал писатель,— но я уже неисцелимо болел литературой и тайно мечтал писать <...> думалось, раз я вышел живым из этой смертной купели — мне есть о чем рассказать...» (Сергованцев Н.— С.9). Демобилизовавшись из армии, Акулов поступил на филологический факультет Свердловского педагогагогического института. После его окончания (1950) работал учителем, директором средней школы, заведующим сельскохозяйственным отделом в газете «Уральский рабочий», в журнале «Урал» (1962).
       Дебютировал повестью «Двумя дорогами» (1958), в которой угадываются литературные поветрия тех лет (обязательное противопоставление положительного и отрицательного героев). Иван Стрепетов, получивший на фронте увечье (потерял кисти обеих рук), ставшее источником его отчуждения от людей, возвращается из города в родную деревню. Председатель колхоза устраивает его на звероферму (раньше туда инвалидов не брали). Антипод Стрепетова — Тихон Мясов, тоже инвалид,— избрал иной путь. Запутавшийся в легкой жизни, пытавшийся убить Ивана, он бежал от совершенного преступления и погиб в тайге. Изначально заданная схема развития сюжета повести помешала Акулову полнокровно развернуть характеры и жизненные обстоятельства. Между тем раздумья Акулова о послевоенном колхозном устройстве, интерес к крестьянской тематике определили направленность дальнейших его творческих поисков.
       Повесть Акулова «Варнак» (1962), полемически направленную против романтизации молодого героя, бежавшего из столицы в сибирскую глушь, отличает полууголовная и таежная экзотика (влияние Д. Мамина-Сибиряка и В.Шишкова). Внимание Акулова сосредоточено на становлении в трудных жизненных обстоятельствах незаурядной натуры Петра Сторожева (голодное военное детство, раннее сиротство, учеба в городе, работа). Повесть «Варнак» обнаруживала меткие наблюдения над миром уральской жизни. Вс.Иванов писал Акулову: «Вы тонкий бытописатель, хорошо чувствуете своих героев, слышите и умеете подавать живую речь, хорошо увидеть вроде бы мелкие детали, но они под Вашим пером обретают особый свет, особое звучание и помогают нам, читателям, легко войти в мир Ваших героев». Обращая внимание на просчеты, Вс.Иванов советовал: «...не делите сразу людей на заведомо плохих и хороших. Родимся мы людьми, а человеком нас делает среда» (Там же. С.18).
       Интерес к социальной проблематике проявился в «аграрно-производственном» романе «В вечном долгу» (1961-65), посвященном теме переустройства сельского хозяйства в послевоенной уральской деревне. В этом произведении, по словам автора, «идет неумолкаемый спор о севооборотах и семенах, о зяби и трудоднях, но это всего лишь исходный материал для создания и столкновения человеческих характеров» (Там же. С.19). В обостренном восприятии социально-нравственных конфликтов времени Акулов шел вслед за В.Овечкиным, развивая при этом свою эпическую манеру письма. Роман «В вечном долгу» взывал к чувству хозяина на земле, напоминал о вечном долге людей перед землей-кормилицей и русской деревней: «Мы не имеем права только брать, иначе мы, как гусеница, опадем вместе с изъеденным листом <...> Любая деревенька <...> рубилась мужиками по законам земли и времени <...> она своей натруженной и щедрой рукой кладет на наш стол кусочек хлеба. Она всегда была и есть частица великой России <...> Мне не терпелось спеть величальную песню малому проселку, тихой моей родине» (Там же. С.19). Роман «В вечном долгу» открыл Акулов дорогу к его главным книгам о русском крестьянстве — романам «Крещение» (1975) и «Касьян остудный» (1965-79).
       Биографический в своей основе роман «Крещение», посвященный событиям первого года войны, воспринимается как живой документ, написанный чудом уцелевшим участником событий. 1 -я часть его была опубликована в журнале «Молодая гвардия» в 1969, 2-я — в 1971, 3-я, завершающая,— в 1975. Роман Акулов оказался практически обойденным вниманием критики (такая же участь постигнет в дальнейшем и роман «Касьян остудный»). По мнению Акулов Ланщикова, причина этого состояла в том, что «к моменту выхода романа <...> критика устала спорить о минувшей войне и литературе о ней» (Ланщиков А. — С.178-179). В первых двух частях романа охватываются события начальных дней войны и до апр. 1942. 3-я часть посвящена исследованию причин провала наступления на участке Южного фронта. Хотя действие в романе переносится в расположение штабов, дивизий, фронтов и даже в Ставку Верховного Главнокомандующего, «Крещение» — книга о рядовых участниках войны, «шинельной массе». «Меня мало заботила внешняя сторона боевых действий...— говорил Акулов — Мне нужно было показать истоки народного подвига, которые скрыты <...> в самой природе русского характера <...> проникнуть в душевный мир моих героев, найти психологическое объяснение поступков и вскрыть психологию самих поступков...» (Там же. С.52-53). Война в романе дана через мировосприятие крестьянина, обобщенное представление о котором складывается в книге из множества судеб и характеров (Охватов, Малков, Урусов, Клепиков, Минаков и др.). В 1980 за роман «Крещение» Акулов была присуждена Государственная премия РСФСР им. М.Горького.
       Наиболее ярко эпический талант Акулов раскрылся в многоплановом социально-исследовательском романе «Касьян остудный», где дана масштабная картина кануна коллективизации в уральской деревне (распад старого жизненного уклада, процессы осереднения крестьянских хозяйств, социальная междоусобица), показаны первые шаги колхозного строя (этому посвящена 3-я часть книги, начинающаяся с сенокосной поры 1930, когда действует созданный зимой колхоз и лишь единоличные хозяйства упорствуют). Значительное место в романе уделено анализу перегибов, их причин. Акулов обращается к материалам партийных дискуссий по крестьянскому вопросу, показаны действия отдельных представителей левой оппозиции и их подручных на местах. (Районом в романе руководит гордящийся своим некрестьянским происхождением «левак-загибщик» Борис Мошкин, который любое пререкание с собой воспринимает как социальное вредительство; в сельсовете сидит недалекий, малограмотный Егор Бедулев, примитивно понимающий задачи коллективизации.) Перегибы явились причиной смерти Семёна Оглоблина, Федота Кадушкина, сломали судьбы Ржанова, Якова Умнова, Зотея Сибирцева. Акулов проводит в романе мысль, что, несмотря на перегибы, жестокость, большинство крестьян в 1920-е поддерживало аграрные начинания советской власти (сознательное отношение к коллективизации в романе проявляют Влас, Струев и Баландин — люди, становившиеся авангардом колхозного движения). Одна из сокровенных мыслей «Касьяна остудного» связана с образом Харитона Кадушкина, заочно приговоренного активом бедноты к выселению и тайно бежавшего из деревни на строительство уральского завода-гиганта. Это особый тип крестьянина-земледельца, который, выбившись при советской власти из бедноты, стремился увеличить посев, нанимал рабочую силу. Жесткие меры притеснения против таких крестьян (их зачисляли в кулаки и ссылали) побуждали их оставлять деревни, уходить в города или куда глаза глядят. Эти процессы дали начало будущему мужицкому исходу с земли. «Касьян остудный» — произведение о взаимоотношениях крестьянина с землей-кормилицей, сокровенной связи с ней. Мастерство А.-художника проявилось в создании колоритных, запоминающихся крестьянских характеров, в описании ярких картин природы, воспринятых цепким глазом мужика-земледельца, соотнесенных с его думами, тревогами, надеждами. Ф.А.Абрамов писал Акулову: «Могучую книгу Вы написали, Иван Иванович! Так о русской деревне на ее великом рубеже еще никто до Вас не писал...» (Сергованцев Н.— С. 172).
       В центре последнего романа Акулова «Ошибись, милуя», опубликованного в 1987 в журнале «Москва» (№1-3),— русская деревня начала века, ломка сельской общины, многие века державшей на себе крестьянский мир. Акулов размышляет о сущности общины, ее исторической роли в формировании народной духовности и нравственности, пытается понять, почему с ее крушением оказалось возможным социальное расслоение, человеческая озлобленность и отчужденность. «Роман "Ошибись, милуя",— отмечал Э.Володин,— не оставляет сомнения в неоднозначности уничтожения общины. Крушение общины всем ходом повествования взывает к возрождению ее в новых социальных условиях, в новых экономических основаниях» (Дон. 1988. №1. С.169). Акулов показывает, что сельская община была формой защиты крестьянина от эксплуатации, была условием сохранения взаимопомощи, нравственного воспитания, крепости народных традиций, носительницей народной нравственности. Не избежав некоторой идеализации сельской общины, Акулов убедительно показал, что в ней — истоки русского национального характера, особенностей национально-исторической жизни России.
       Сохраняя верность жанру романа, своей неторопливой эпической манере письма, Акулов вместе с тем работал и в жанре рассказа. Лучшие из них собраны писателем в сб. «Нечаянное счастье» (1982). Акулов является автором пьесы «Медвежий угол». В центре этого произведения — многосторонние проблемы современного человека, обращенные к его личности, его добродетелям и порокам.

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

  Оглавление
Начало раздела
 

Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:02:40 UTC