Аксючиц Виктор Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Аксючиц
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 29.08 Кто родился в этот год 1949 |
- религиозный философ, публицист, политик.
Род. в Белоруссии.
Окончил философский факультет МГУ (1978).
Подвергался преследованиям по политическим мотивам. Публиковался в эмигрантских и западных изданиях.
Учредитель (с Г.Анищенко) литературно-философский журнал русской христианской культуры "Выбор" (1987).
В 1990-1993 - народный депутат России.
В 1997-1998 - советник первого заместителя председателя Правительства РФ.
Государственный советник 1-го класса. Доцент Государственной Академии славянской культуры.
Эволюцию собственных философских взглядов Аксючиц характеризует как "типичный для русской интеллигенции путь от марксизма к идеализму и православию". Работы Аксючица тематически и концептуально связаны с традицией русской христианской философии XX в., которую он характеризует как "неопатристику", синтезирующую учение Отцов Церкви и современную философию в ответ на духовные вызовы эпохи.
В творчестве А. сходятся две традиции: онтологизма Вл.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка и христианского персонализма и экзистенциализма Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева, Л.Шестова.
Поэтому философскую позицию Аксючица можно характеризовать как персоналистический онтологизм. "Под сенью Креста" - главный филососко-богословский труд Аксючица, основной темой которого является Богочеловеческий диалог в процессе миротворения. Крест и Голгофа Бога и человека - начало и конец сущего. Мировая история - кровоточение ран Распинаемого Бога, назначение человека - крестонесение сотворчества Богу, а жизнь - непрекращающееся распятие. Под сенью Креста открываются глубины миротворения и бытия, подлинный смысл назначения человека и человечества. Углубление в новозаветное откровение Креста, Голгофы и Воскресения Богочеловека позволяет обнаружить новый и вместе с тем укорененный в христианской традиции смысл основных богословско-философских проблем: творения и грехопадения, воплощения вечной души, бытия, теодицеи, свободы, богоподобной личности как "малого творца" бытия, происхождения и "существования" зла, апокалипсиса и эсхатологии.
Развивая проблемы историософии России, Аксючиц убежден, что народ - это соборный организм, имеющий вечную соборную душу, которая отражает творческий замысел Бога о народе и ответный помысел народа о себе - о своей творческой миссии в бытии. Судьба русского народа определяется: 1) духовным генотипом - вечной душой и историческим предназначением, которыми наделил народ Творец; 2) этническим генотипом - природными свойствами народа, вобравшего множество национальностей; 3) духовным архетипом - воспитанием народа Православием; 4) историческим архетипом - экстремальными природными и геополитическими условиями выживания на просторах Евразии. Кажущаяся сегодня архаичной формула "Православие. Самодержавие. Народность" указывает неизменные жизнесозидающие сферы в судьбе народа - духовные, исторические архетипы и этнический генотип.
Аксючиц исследуюет феномены историософии России: становление русского мировоззрения, русский характер и русская идея, "первородный грех русского дворянства", "орден русской интеллигенции", духовная революция в России XIX в., духовные причины русских катастроф и идеократии XX в. - тотальной власти радикальной идеологии. Невероятные исторические испытания, воздействие ряда роковых и инфернальных факторов, а также духовное заболевание национальной элиты - идеомания, соблазненность богоборческими идеологиями - ввергли русский народ в XX в. в череду глобальных катастроф. Обновление пережившего смертельную духовную болезнь народа возможно только на путях обращения к духовным истокам русской православной цивилизации. Поиск современных форм общественно-политического возрождения России складывается в концепцию "просвещенного патриотизма" Аксючица, который придерживается конституционно-монархических убеждений.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх