Агнивцев Николай Яковлевич
|
Другие персоны с фамилией Агнивцев
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 20.04 Кто родился в этот год 1888 |
[8(20).4.1888, Москва — 29.10.1932, Москва]
— поэт.
Родился в семье юриста. Детство Агнивцева прошло на Дальнем Востоке, где отец по долгу службы часто
переезжал из города в город, отчего Агнивцев был вынужден учиться в различных гимназиях, пока в 1906
не окончил одну из них в Благовещенске. После этого Агнивцев уехал в Петербург, поступил на
филологический факультет Петербургского университета, но образования там не завершил, занявшись
поэзией. Первое стихотворение Агнивцев «Родной край» было опубликовано в журнале «Весна» (1908.
№9).
«Литературная энциклопедия», вышедшая еще при жизни Агнивцев, делила его творчество на 3 периода:
«дореволюционный — экзотика, эротика и идеализация феодально-аристократического мира;
эмигрантский — основное настроение — сменовеховский национализм; последний — будни советского
быта» (Т.1. М., 1929. С.651). Если не принимать во внимание своеобразную терминологию тех лет, то суть
явления подмечена правильно. При единстве поэтического стиля, худож. приемов и особенностей в
отдельные периоды жизни Агнивцева существовали как бы три разных поэта, значительно отличавшиеся
друг от друга настроением, темами в зависимости от перипетий судьбы автора.
До революции Агнивцев во множестве печатал стихи и драматические сценки в «Петербургской газете»,
«Биржевых ведомостях», в журнале «Солнце России», «Сатирикон», «Новый сатирикон» и др. Стихи
Агнивцев были словно созданы специально для устного исполнения: они легко запоминались, были просты
и изящны по форме, в них часто применялись повторы и рефрены, а строфы стих. Агнивцев часто
напоминали куплеты и припевы песен. Не случайно композиторы охотно писали музыку на стихи
Агнивцева, и эти песни охотно исполнялись такими артистами, как Н.Ходотов, А.Вертинский и другими. С
публичным чтением своих стихов постоянно выступал и сам Агнивцев на подмостках театров, кабаре, в
литературно-артистическом ресторане «Вена».
В 1913 в Петербурге вышла первая книга Агнивцева «Студенческие песни. Сатира и юмор», где наряду со
сценками из студенческого быта, веселыми, залихватскими, достаточно острыми и злободневными, были
напечатаны и эпиграммы Агнивцева, широко ходившие в устном исполнении и пользовавшиеся успехом.
Мгновенно разошедшаяся книга в том же году была выпущена 2-м издании.
Первую мировую войну, как и многие его собратья по перу, Агнивцев встретил воодушевленно. Он
заполнял периодику патриотическими стихами и в 1915 выпустил сборник «Под звон мечей», отражавший
его настроения первых месяцев войны. Очень быстро сам Агнивцев понял, что вирши, вошедшие в эту
книгу, поэзией не являются, и никогда больше ни одного стихотворения из патриотического сборника не
переиздавал.
Февральская революция 1917, вызвавшая эйфорию у Агнивцева, подтолкнула его на создание стихов с
явной политической окраской. Выступая в роли «русского Беранже», Агнивцев темы и сюжеты брал в
основном из эпохи французской революции и из русской истории. Написанные Агнивцевым стих.
«Гильотина», «Павел I» и др. звучали по всему Петрограду, а стихотворение «Рассеянный король»,
ставшее песней в исполнении А.Вертинского, быстро стало широко известным.
Еще в янв. 1917 Агнивцев вместе с актером Ф.Курихиным и реж. К.Марджановым создал театр-кабаре
«Би-Ба-Бо» (переименованный затем в «Кривой Джимми»), писал для него значительную часть репертуара,
сочинил гимн театра на музыку Ю.Юргенсона. После Октября театр отправился на гастроли в Киев. Там,
как вспоминал И.Эренбург, «в маленьком театре, известном петербуржцам, актеры подпрыгивали, пели
куплеты, написанные Агнивцевым: "И было всех правительств десять, / Но не успели нас повесить"»
(Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1990. Т.1. С.287). Затем последовали гастроли в Харькове, Ростове,
Тифлисе. Маршрут театра соотносился с направлением отступления белых войск. Из Тифлиса отступать
уже было некуда, и театр вернулся в Москву. Часть труппы, в т.ч. и Ф.Курихин, оказались вскоре в
Ростове-на-Дону, где открыли сатирический театр малых форм «Гротеск», ставивший, в частности, и
пьесы Агнивцева: «Санкт-Петербург», «Дама в карете», «Фуфыра и сморчок», «Черный паж» и др.
О.Мандельштам, приехавший в начале 1922 в Ростов и посмотревший спектакли «Гротеска», написал в
«Обозрении театров гг. Ростова и Нахичевани» об увиденном: «В ростовском „Гротеске" господствует...
изысканный Агнивцев с браслетами, щеночками и собачками, этот Кузмин на сахарине с маргариновым
старым Петербургом, где стилизация не прячется в углах губ, а прет из каждой строчки, как лошадиное
дышло» (Мандельштам О. Сочинения. М., 1990. Т.2. С.271).
Агнивцев после отъезда театра остался в столице Грузии и, по свидетельству тоже бывшего в то время
там И.Эренбурга, «ждал французской визы» (Эренбург И. — Т.1. С.318). В Тифлисе начался второй период
творчества Агнивцев, когда он еще до отъезда театра выпустил новый сборник стихотворений
«Санкт-Петербург» (1921). Вскоре Агнивцев получил ожидаемую визу и в 1921 через Константинополь
выехал в Париж. В Берлине вышла книга стихотворений Агнивцев «Мои песенки» (1921) («Небольшая
книжка Агнивцева — хорошее средство, чтобы не разучиться иногда улыбаться» — Новая русская книга.
1922. №2. С.20-21).
Стихи Агнивцев охотно включали составители различных сборников и антологий как в Русском зарубежье,
так и на оставленной им родине. В 1922 в Берлине вышла «Антология сатиры и юмора», где были
помещены 5 стихотворений Агнивцев В то же время в составленном в Москве «Сборнике
литературно-художественных революционных произведений» (1922) нашлось место для его «Баллады о
короле».
Оказавшись в Париже, мечте своей юности, месте действия почти половины его стих., Агнивцев тем не
менее стал писать не о Париже, а о городе своей юности — о Петербурге. Ни до, ни после этого таких
горьких, таких пронзительных стихов Агнивцев не писал. Они были лаконичны и просты. В 1923 вышла
новая книга Агнивцев «Блистательный Санкт-Петербург. С ее появлением еще резче обозначился
противоречивый облик Агнивцева-поэта: «...Среди массы повторений, тривиальностей и просто
безграмотностей — нет-нет да и выглянет настоящее лицо настоящего поэта, губящего себя, свое
дарование по подмосткам театриков кабаре» (Новая русская книга. 1923. №1. С.24). И все же
петербургские стихи Агнивцев, передающие настроения не только поэта, но и многих его читателей,
пользовались большой популярностью. Не пренебрегали этими стихами и издатели. В 1923 в Берлине в
антологию «Петербург в стихотворениях русских поэтов» вошло 6 стихотворений Агнивцева. Несколько
его произведений из этого цикла были включены в сборнике «Вечера под зеленой лампой» (Берлин, 1923) и
в других изданиях. Интересна книга Агнивцева еще и тем, что трудно сыскать другой такой пример, где
бы книга из 38 стихотворений, целиком была посвящена одному городу.
Материально Агнивцеву жилось в эмиграции лучше многих других эмигрантов. Помимо его поэтических
книг в 1923 вышел сборнике Агнивцева «Пьесы», содержавший 36 драматургических произведений.
Агнивцеву охотно предоставляли свои страницы многие периодические издания, но чрезвычайно сильная
тоска по родине и набиравшее силу сменовеховское движение, подтолкнувшее мн. писателей Русского
зарубежья к мыслям о возвращении в Россию, сильно задели и Агнивцева. В 1923 он вернулся на родину.
Начался третий период творчества Агнивцева. Он сотрудничал в советских сатирических журналах, писал
для эстрады и цирка, писал обо всем на свете — о перестройке Москвы и о беспризорниках, о декабристах
и китайских рикшах, о кирпичах, трамваях, примусах. Но ни разу после эмиграции Агнивцев не написал о
том, что раньше наполняло всю его поэзию. После 1923 из-под пера Агнивцев не вышло ни одной строчки
ни о Париже, ни о Петербурге.
Основным направлением постэмигрантского творчества Агнивцева стали стихи для детей. В большинстве
своем это были увлекательные рассказы на производственно-технические и общественно-политические
темы. В одном только 1925 вышли книжки Агнивцева: «Винтик-шпунтик», «Война игрушек», «Знакомые
незнакомцы», «Как примус захотел Фордом сделаться», «Китайская болтушка»,
«Октябренок-постреленок», «Спор между домами», «Чашка чая». Многие детские книги Агнивцев
выдержали не одно издание — «Кирпичики мои» (1926 и 1927), «Шарманочка» (1926 и 1929), «Мыши из
цирка» (1927 и 2 изд. в 1930), «О бедном щегленке» (1927 и 1930), «Сказка с цветами» (1929 и 1930) и др.
Литература и другие источники информации
Произведения и другие публикации
Дата последнего изменения: |
Наверх