Аверьянов Анатолий Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Аверьянов
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 17.06 Кто родился в этот год 1937 |
- специалист по философской теории бытия; доктор философских наук.
Род. в Куйбышевской (Самарской) обл.
Окончил государственный педагогический институт в Куйбышеве (1965), затем аспирант по кафедре философии АОН (1974).
Работал на заводах, в комсомольком и партийном комитетах, в аппарате ЦК КПСС.
В настоящее время - в Аналитическом управлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Докторская диссертация - "Методологическое значение принципа системности в познании мира" (1988).
Аверьянов являлся ответственным редактором и членом редакционной коллегии книг и периодических изданий, одним из организаторов Центрального совета философских методологических семинаров при Президиуме АН СССР (70-80-е гг.).
В его трудах исследуются общие законы развития и функционирования систем в процессе возникновения, становления, периода зрелости, преобразования и исчезновения; описаны системообразующие факторы, проанализирована и раскрыта сущность взаимодействия как единства противодействия, содействия и нейтральности, в понятийный филос. аппарат введен термин "содействие", выделены его типы, место и роль содействия в развитии систем; на основе анализа механизма развития систем разработана методология практики.
Аверьянов выступал против абсолютизации "борьбы" противоположностей и относительного единства, доказывая, что противоположности могут находиться в отношениях взаимодополнения и содействия, а тождества - в отношениях борьбы.
Аверьянов рассматривает развитие как взаимодействие систем, обусловленное источниками их существования и самосохранения. Один и тот же источник существования для качественно тождественных, качественно противоположных, качественно нейтральных систем может явиться причиною как содействия, так и борьбы и нейтральных отношений между системами. Содействие есть путь к интеграции, самосохранению и репродукции. Борьба ведет к дифференциации и дивергенции. Нейтральность обеспечивает условия развития. Каждая система одновременно обладает и реализует все виды взаимодействия.
Аверьянов впервые на философском уровне исследует понятие и сущность "нейтральности". Нейтральность отражает состояние реальности, не охватываемое категориями "борьба" и "содействие". Нейтральность есть то, что обеспечивает устойчивость мироздания. Все системы природы, общества и мышления, материальные и идеальные и законы их развития существуют и проявляются только потому, что погружены в нейтральность, которая не только отграничивает системы друг от друга и ограничивает пределы действия законов, но и является тем, из чего произрастает и во что превращается все многообразие мира. Нейтральность как философская категория отражает всеобщее свойство части реальности находиться в промежуточном состоянии между крайностями. Нейтральность есть и граница, и предел, и переход, и взаимодействие, и резерв, и состояние системы. Введение категории "нейтральность" в философии позволит, как считает Аверьянов, создать систему философских категорий, ибо нейтральность является недостающим звеном, способным вывести философскую мысль из двоичного мира парных категорий в объемный троичный мир.
Аверьянов доказывает многообразие форм проявления материи и сознания, их динамический паритет в саморазвитии бытия, обосновывает необходимость революции в принципах и методах познания бытия, отношениях человека и природы.
В 80-90-е гг. Аверьянов исследует актуальные проблемы обществ, развития: собственности, идеологии, религии, суверенитета, свободы и права, патриотизма, нравственности, мировоззрения, отношений классов и социальных групп, управления.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх