Абрамова Нина Тимофеевна
|
Другие персоны с фамилией Абрамова
Другие персоны с именем Нина Кто родился в этот день 25.12 Кто родился в этот год 1932 |
- специалист в области философии и методологии науки; доктор философских наук.
Род. в Москве.
Окончила Московский химический политехникум (1952), философский факультет МГУ (1956), аспирант ИФ АН СССР (1963).
В 1952-1958 работала лаборантом химического предприятия,
с 1963 работает в ИФ АН СССР (ныне РАН),
в настоящее время - ведущий научный сотрудник.
Кандидатская диссертация - "Соотношение целого и части в строении материи" (1963).
Докторская диссертация - "Методологические проблемы взаимосвязи целостности, организации и управления" (1975).
В ранних трудах Абрамовой развивается концепция типов целостности и форм управления. В этой связи разрабатываются принципы классификации сложных систем, понятия "тип целостности", "уровень организации материи", "форма управления"; выявляется взаимосвязь понятий "сфера деятельности" и "уровень активности"; обосновывается идея теоретизации научного знания на основе кибернетики.
Позднее Абрамова развивает представление о монистической тенденции в развитии знания. Специальному анализу подвергается принцип монизма, выделяются типы монистической ориентации, раскрываются механизмы реконструкции мозаично организованных объектов современной науки.
Абрамова показывает нестандартный (неклассовый) путь "сборки" несовместимых элементов знания. В концепции "образа науки" истоки нового (постклассового) образа Абрамова связывает с осознанием границ фундаменталистской стратегии познания, с изменением структуры познавательной модели, с переориентацией на иные исходные принципы - многомерность, нелинейность, размытость, незамкнутость и т.п.
Проблема догматически ориентированного сознания анализируется Абрамовой в нескольких планах: выделяются гносеологические, психологические и социальные основания; раскрываются принципы единообразия, однолинейности, редукции; при рассмотрении проблемы "укоренения" идеала исследуются истоки априоризма догматов; анализируется взаимосвязь разума и веры.
В последнее время Абрамова исследует проблему природы и статуса невербального строя сознания: анализирует экстенсионал "языка тела", раскрывает модусы параязыка: эмотивный, коммуникативный, аксиологический, практический, эпистемический и другие. Помимо лингвистического плана несловесное мышление представлено и с точка зрения когнитивно-ментальных структур. Анализ возможностей внутренней речи, неосознанных чувств, неартикулируемых форм сознания позволил обосновать мысль о суверенной природе перцептивных мыслительных актов.
Практическая значимость такого вывода Абрамова связывает с прогнозами в сфере образования: предполагается, что основные стратегии должны опираться не только на новые технологии, но и на идеологию практического мастерства, на "телесные" умения, передаваемые коммуникативно посредством несловесных мыслительных актов.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх