Абрамов Александр Васильевич
|
Другие персоны с фамилией Абрамов
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 14.04 Кто родился в этот год 1887 |
[2(14).4.1887, с. Ширяево-Буерак Сызранского у. Симбирской губ.— 15.5.1924,
Москва]
— поэт.
Родители — выходцы из крепостных, приписывались к мещанскому сословию. В связи
со сменой рода занятий отца (служащий на известковом заводе, лесной объездчик,
предприниматель) и его смертью (1900) детство будущего поэта проходит в разных
местах Поволжского края: с. Бинарадка Самарской губ. (здесь он поступает в
земскую школу), снова Ширяево (здесь в 1898 оканчивает церковноприходскую
школу), Самара (прерывает на 2-м классе городское училище и становится
чернорабочим), Ставрополь-Самарский (чуть больше года работает писцом в
канцелярии казенного лесничества), снова Самара (безуспешные попытки устроиться
на работу в табачный магазин и на железную дорогу).
В 1905 Ширяевец вместе с матерью уезжает по вызову родственницы в Ташкент,
становится чиновником почтово-телеграфной службы.
Здесь начинаются и его серьезные занятия поэзией, пробужденные еще детским
чтением книг на Волге: «Читал книги, заносимые в село торговцами-лубочниками...
Первым прочитанным поэтом был Кольцов, потом Лермонтов... Писать стихи начал
еще в Бинарадке, когда мне было лет 9-10» (Автобиография, 1913). Рождение в
самой живописной части Волги, среди легендарных Жигулевских гор (место набегов
и гульбы Стеньки Разина со своей вольницей) явилось важнейшим стимулом поэзии
Ширяевеца: «В междугорье залегло — / В Жигулях мое село. / Рядом — Волга... /
Плещет, льнет, / Про бывалое поет...» («Ширяево», 1916). Не случайно и свой
псевдоним поэт образовывает от названия родного села.
Дебютировал Ширяевец в 1908 фельетоном в стихах и прозе «Наградная» (газета
«Туркестанский курьер»). В 1911 становится одним из авторов (вместе с
Л.Порошиным и П.Поршаковым) изданной в Ташкенте конгломератной книги «Стихи»,
где ему принадлежит раздел «Ранние сумерки». Здесь подает о себе голос основная
тема поэзии Ширяевеца — «песни» народной Руси («Пал туман...», «Деревенская»,
«Непутевая», «Волжская»).
Ширяевец ищет выхода в большую литературу и посылает свои стихи в петербургский
еженедельник «Народный журнал», где с конца 1912 начинает печататься. Тогда же
отправляет письмо со своими стихами на суд Н.Клюеву, от которого получает
помеченный 11 марта 1913 ответ: «Мне очень радостны все Ваши слова и выводы, и
я всегда буду любить Вас, как любил заочно по песням в народном журнале. Вы
очень мне близки по духу и по устремлению к песне» (Клюев Н. Сочинения. Мюнхен,
1969. Т.1. С.186). Подобным же образом посылаются стихи И.Бунину и
С.Городецкому, также ответившим молодому поэту полным признанием его таланта.
Вскоре в своем обзоре текущей поэзии «Девять книг» Городецкий уже писал о
Ширяевеце «Судя по его вещам мы в его лице имеем новую поэтическую силу, идущую
прямо с земли, как Клюев и Клычков... Его песни не могут не петься. В них мы
опять имеем то драгоценное совпадение форм искусства, лично народного и нашего
литературного, которое так поразило всех в Клюеве... Талант волжского певца
силен и несомненен» (Речь. 1914. 10 марта).
Жизнь Ширяевеца проходит между тем в чуждой его романтической душе казенной
обстановке. Тоску одиночества скрашивает переписка с Клюевым, ставшим для него
непререкаемым авторитетом, и с другом-поэтом П.Поршаковым. Стремление к
расширению круга литературных единомышленников приводит Ширяевеца к знакомству
(заочному) с проживающим тогда еще в Москве С.Есениным, которому — как
секретарю журнала Суриковского литературно-музыкального кружка «Друг народа» —
попадают присланные Ширяевецем стихи. 21 янв. 1915 Есенин отвечает Ширяевецу
чрезвычайно доброжелательным письмом, положившим начало их переписке и затем
дружбе: «Извините за откровенность, но я Вас полюбил с первого же мной
прочитанного стихотворения <...> Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны»
(Есенин С. ПСС: в 7 т. М., 1999. Т.6. С.61-62). Вскоре Есенин становится для
Ширяевца «своеобразным поэтическим идолом — неким эстетическим эталоном той
национальной словесной стихии, которая жила и в душе самого Ширяевца»
(Тартаковский П.— С.22).
Тем временем в Ташкенте Ширяевец печатается в сборнике «Под небом Туркестана»
(1914), а затем уже выпускает полностью авторские книги стихов «Богатырь»
(1915), «Запевка» (1916), «О музыке и любви» и «Алые маки» (обе — 1917).
Основная тема поэзии Ширяевца — народные вольнолюбивые настроения, образ Руси с
ее душевной широтой и удалью. Стих подчеркнуто ритмизирован и носит плясовой
характер («Черемуха», «На чужбине», «Масленица», 1914; «Гусляр», «Бурлак»,
1915; «Девичья», «Святки», 1916). Обилие эмоциональных рефренов пронизывает
песенную лирику. Ширяевец пишет о сильных характером героях из народа:
отчаянных девушках, бурлаках, запорожцах, Стеньке Разине с его голытьбой. Под
стать им и пейзаж, такой же неуемный, буйный, влекущий вдаль, к другой жизни:
высокие кручи, волжские дали, волны, темные ночи и грозы.
В жизни современной деревни Ширяевца привлекает главным образом только то, в
чем выплескивается наружу все талантливое и размашистое. О своем взгляде на
крестьянский мир он писал В.Ходасевичу (7 янв. 1917): «Скажу кое-что в свою
защиту. Отлично знаю, что такого народа, о котором поют Клюев, Клычков, Есенин
и я, скоро не будет... И что прекраснее: прежний Чурила, в шелковых лапотках, с
припевками да присказками, или нынешнего дня Чурила, в американских штиблетах,
с Карлом Марксом или "Летописью" в руках, захлебывающийся от открываемых там
истин?.. Ей-Богу, прежний мне милее!.. Знаю, что там, где были русалочьи омуты,
скоро поставят купальни для лиц обоего пола, со всеми удобствами, но мне все же
милее омуты, а не купальни... Ведь не так-то легко расстаться с тем, чем жили
мы несколько веков!» (Ходасевич В. Есенин // Русское зарубежье о Есенине. М.,
1993. Т.1. С.67).
В стихах Ширяевца образ старины («стари») предстает то затухающим — «Тускнеет
твой венец алмазный» («Волге», 1921), то вполне исполненным надежды на
неугасимость света прошлых веков: «Эх, Бинарадка старая — прощай! / Смотри, не
угашай костров былого!..» («Старая Бинарадка (1894-1897)», 1922); «Никогда
старина не загаснет. / Слишком русское сердце мое!» (цикл «Складень», 1922).
Своим заочным знакомством с Клюевым, Есениным, а затем и Клычковым Ширяевец
решительно утверждается на путях новой, идущей от самых народных глубин поэзии
и прочно вписывается в круг «крестьянской купницы». Даже в его внешности,
подобно всем им, проступала прежде всего крестьянская (а отнюдь не чиновничья)
сущность; современнику он запомнился по-мужичьи «скупоречивым, вдумчивым,
широкоплечим увальнем, парнем в картузе и огромных яловых сапогах» (Фомин С.
Ширяевец и Есенин // Красная нива. 1926. №22). Вместе с другими
новокрестьянскими поэтами он печатается в одних и тех же изданиях («Ежемесячный
журнал», «Голос жизни», «Современник» и др.), входит заочно в литературную
группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».
С «крестьянским уклоном» принимает Ширяевец и революцию 1917 (в письме к
Поршакову от 31 марта 1917): «Чудеса! Много криков, лозунгов и прочего, кое от
чего начинает тошнить, но я жду, что скажет не фабричная, считающаяся только с
Карлом Марксом Русь, а Русь деревенская, земледельческая, и заранее отдаю ей
мои симпатии, ибо только в ней живая сила» (Автобиографии. Письма.
Стихотворения. С.433). Не принимает он и наметившуюся вскоре после октябрьского
переворота установку на литературу как на средство выполнения политического
заказа.
И после революции Ширяевец по-прежнему остается певцом Волги. Родившись и
проведя детство на ней, он в дальнейшем был всю жизнь отделен от нее безводным
Туркестаном. Хотя Ширяевец и посвятил Туркестану книгу стихов «Край солнца и
чимбета» (1919) и поэтический цикл «Бирюзовая чайхана» (1924), Волга навсегда
становится для него недостижимым краем мечты и счастья.
В мае 1921 к Ширяевцу в Ташкент ненадолго приезжает Есенин, а в следующем году
он сам, оставив Туркестан, переезжает в Москву, где поселяется в Доме писателей
на Тверской улице. Сразу же вступает в литературное объединение
пролеткультовских поэтов «Кузница», из которого через год исключается за
недостаточную «пролетарность» его творчества. Не предпринимая дальнейших
попыток связать себя с какой-либо литературной группой, Ширяевец избирает путь
упорного и сосредоточенного поэтического труда в суровом одиночестве, подальше
от шумихи и витийства литературного «российского вавилона», осуждая, в
частности, Есенина за имажинизм. Печатается в журнале «Красная новь», «Красная
нива», в альманахе «Недра», в газете «Московский понедельник» и др. Выходят
книга детских стихов «Узоры» (1923) и последняя итоговая книга «Раздолье»
(1924). В поэзии Ширяевца московского периода заметен отход от песенной лирики
к эпосу, что дает о себе знать в поэмах «Мужико-слов» (1921, издана отдельной
книжкой в 1923) и «Палач. Песенный сказ» (1924); а в циклах «Поминальник»
(1922) и «Складень» (1924) Ш. попытался запечатлеть мир прошлого, народную
судьбу. Отдает он и некоторую дань т.н. «нови» (стихи о красноармейце, поэма о
работнице и проч.).
Умирает Ширяевец от неожиданно случившегося воспаления мозга. Глубоко
потрясенный его смертью, Есенин посвятил ему одно из своих лучших стихотворение
позднего периода «Мы теперь уходим понемногу...» (1924).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх