Абовин-Егидес Пётр Маркович
|
Другие персоны с фамилией Абовин-Егидес
Другие персоны с именем Пётр Кто родился в этот день 15.09 Кто родился в этот год 1917 |
- специалист по социальной философии и этике; кандидат философскихнаук, доцент
Род. в Киеве. Воспитывался в детдоме.
Окончил МИФЛИ в 1941 (учился на двух факультетах: философском и историческом).
Участник Великой Отечественной войны.
В 1941 ушел на фронт в составе 1-го Московского добровольческого отряда. Будучи раненным, в бессознательном состоянии попал в плен, через 2 недели бежал, вернулся в свою часть, но был арестован.
В 1942-1948 был заключенным в сталинских лагерях. В конце 1948 реабилитирован.
В 1949-1953 работал преподавателем в педучилище. После Сентябрьского пленума ЦК КПСС Егидес с женой были председателями-добровольцами двух колхозов (до 1959). (Как вспоминает об этом времени Егидес, "хотел построить подлинный социализм в отдельно взятом колхозе".)
Затем, защитив диссертацию на тему "Проблема смысла жизни", работал доцентом на кафедрах философии в вузах Иркутска, Брянска, Ростова-на-Дону (в Ростовском государственном университете).
В 1970 арестован за написание работ "Единственный выход" и "Основное противоречие социализма", в которых доказывал, что в нашей стране социализм не был построен, что социализм и демократия в их подлинности невозможны друг без друга (обе эти работы были "арестованы" и находятся, по словам Егидес, в архивах КГБ). Е. осудил вторжение войск стран Варшавского Договора в Чехословакию в 1968. Его судили и поместили в психиатрическую больницу. После освобождения (в конце 1972) к работе по философской специальности не допускали. Был безработным, затем устроился в ИПК бытового обслуживания, где преподавал теорию дизайна.
В 1978 по инициативе Егидес был создан диссидентский журнал "Поиски", редактором которого он и являлся (за что был уволен из ИПК).
В 1980 КГБ, пишет Егидес, "принудил меня эмигрировать". Во Франции Егидес продолжал свои философские изыскания, выпуская "Поиски". Был президентом Объединенного комитета спасения Сахарова. В эмиграции уделял огромное внимание защите прав человека в СССР.
В 1990 Е. восстановили в советском гражданстве.
Главная философская проблема, которой он занимался в 50-60-е - проблема смысла жизни.
Последние 20 лет концентрировал внимание на проблеме личности в области социальной философии. Занимался вопросами оптимального социального устройства, его логико-этическими аспектами, проблемой сущности и реализации самоуправления.
В области этики Егидес стремится доказать, что основной вопрос ее как философии науки - это вопрос о смысле жизни, считая его третьей стороной основного вопроса философии, поскольку он раскрывает отношение нравственного сознания к самому отношению между человеком и окружащим миром.
Согласно Егидес, смысл жизни имеет космическое значение. Свою концепцию социальной философии называет "панперсонализмом", показывая, что личность как социологическая категория - это не просто психологические особенности каждого человеческого индувидуума (тогда эта категория не несла бы никакой специфической смысловой нагрузки по сравнению с категорией "индивидуальности").
Личность, по Егидес, - это особое отношение между человеком и обществом, возникшее на определенном уровне развития последнего. Личность есть мера простора (экономического, политического, бытового, духовного) между человеком и обществом, мера автономии человека, что объективно необходимо и достаточно для развертывания его потенций. Отсюда делается вывод, что человек является личностью лишь в той мере (в той сфере), в какой он имеет реальную возможность решать (и решающего голоса).
Поэтому, считает Егидес, в тоталитарном обществе "рядовой" человек не является личностью ни в политической, ни в экономической сферах, ибо он в них ничего не решает; в капиталистическом же обществе человек - лишь фрагментарная личность, ибо имеет право только политического голоса, но ничего не решает в экономической сфере, там он - только наемный работник, отчужденный от управления производством; полною же личностью человек может быть только в обществе всестороннего самоуправления, т.е. в обществе подлинного социализма. Такое общество - общество панперсоналистическое, где каждый человек является личностью во всех сферах социального бытия.
Егидес считал, что самоуправляющееся общество, т.е. ассоциации самоуправляющихся индивидов, будут возникать оазисно, в разных странах, на разных континентах и станут, накапливая позитивный опыт, испробуя разнообразные формы организации свободного труда и справедливого распределения прибыли, создавать оазисы подлинного, а не мнимого социализма. Е. выводит закон оазисного развития социализма, устраняя необходимость насилия для его возникновения и развития. Идея оазисного развития социализма подводит его к мысли об этическом критерии социализма как необходимом дополнении к критерию экономическому.
Последние годы жизни Егидес вновь активно участвовал в политической жизни страны. В 1995 вместе со Святославом Фёдоровым он становится инициатором создания Партии самоуправления трудящихся. В новой партии Егидес возглавлял идеологическую работу, теоретически разрабатывая идеи самоуправления как третьего, подлинно социалистического пути развития нашей страны.
Псевдонимы:
Егидес Пётр Маркович [15.09.1917-13.05.1997] - специалист по социальной философии и этике; кандидат философскихнаук, доцент
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх